Год спустя: как Казахстан расследовал крушение AZAL, несмотря на политическое давление

Ровно год назад, 25 декабря 2024 года, потерпел крушение пассажирский самолёт, следовавший рейсом Баку — Грозный. Российская ракета ПВО поразила борт в полёте, после чего самолёт упал и взорвался. Спустя год судебный процесс над виновными так и не начался. Казахстан все еще не обнародовал окончательные результаты расследования. 

Фото: Азамат Сарсенбаев
Фото: Азамат Сарсенбаев

Авиакрушение

Самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс из Баку в Грозный, разбился утром 25 декабря примерно в 20 километрах от Актау. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа. Из них — 37 граждан Азербайджана, 16 — России, шесть — Казахстана, три — Кыргызстана. 

Момент крушения самолета попал на видео.

На кадрах видно, как самолет при заходе на посадку врезается в землю под углом 45 градусов, после чего происходит взрыв. Также в сети появились видео, снятые после крушения. На записях видно выживших.

Список погибших

В результате авиакатастрофы погибли 38 человек. Среди них — шесть граждан Казахстана.

Жертвами трагедии стали уроженцы Мангистауской области – нефтяники Сандибек Тулесинов и Бауыржан Джумагулов. 

Жительница Актау Галина Махсудова. В Актау у нее был свой бутик женской одежды. 

Гаухар Шаймерденовой было 49 лет. Она проживала в Астане. Работала нотариусом. Женщина погибла вместе с 11-летним сыном. 

В результате авиакрушения погибла уроженка Костанайской области Салима Джутаева. Девушка работала стоматологом-ортодонтом.

Причина авиакрушения: откуда взялась версия с птицами? 

В Росавиации причиной авиакатастрофы назвали "столкновение с птицами". Сразу после крушения самолета сообщалось о взрыве кислородного баллона на борту, при этом что это был за баллон – никто позднее так и не уточнил.

Спустя несколько часов после авиаинцидента появились видео, на которых были видны отверстия разного диаметра в хвостовой части самолета. Одно из таких видео опубликовал телеграм-канал Fighterbomber, который ведет военный пилот в отставке. Он написал, что появление этого видео было "вопросом времени".

На кадрах на обшивке уцелевших обломков лайнера в хвостовой его части хорошо видны следы, похожие на повреждения от поражающих элементов зенитной ракеты. Fighterbomber сопроводил ролик таким комментарием:

С птицами разобрались. Появление этого видео было вопросом времени. Какое-то время будут заниматься бессмысленным дрочиловом, БПЛА это, ЗРК или бомба в багажном отсеке, но, думаю, недолго.

О попадании в Embraer крупных осколков говорили и некоторые выжившие в катастрофе пассажиры. Также в сети появились кадры из салона самолета, на которых видно, что в самолете произошла разгерметизация, в креслах заметны дыры (от попадания осколков).

Руководитель Центра противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности Украины Андрей Коваленко утверждал, что самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines был сбит российским зенитно-ракетным комплексом.

«Россия должна была закрыть воздушное пространство над Грозным, но не сделала этого. Самолет получил повреждения от россиян, и его отправили в Казахстан, вместо того чтобы экстренно посадить в Грозном и спасти жизни людей», – написал он.

Расшифровка переговоров рейса AZAL: пилоты сами решили лететь в Актау 

Благодаря снятым видеосвидетельствам стало понятно, что борт потерпел крушение после того, как был поражен российской системой противоракетной обороны при заходе на посадку в Грозном. Позже мы узнаем, что атака была случайной — в момент приземления самолета над столицей Чечни отражали нападение украинских беспилотников. 

Департамент по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса Казахстана публиковал предварительный отчет о расследовании крушения лайнера авиакомпании AZAL. 

Согласно опубликованному отчету, в корпусе самолета найдены множественные пробоины в хвостовой части, стабилизаторе, левом двигателе и крыле. Также обнаружены повреждения гидравлических систем и механизма управления стабилизатором, что сделало невозможным нормальное управления самолетом. Эти повреждения, как отмечается, вероятно, были вызваны внешними объектами.

В отчете не говорится, что это были за объекты, однако отмечается, что часть из них удалось извлечь из корпуса, и приводятся их фотографии.

В отчете также приведены выдержки из переговоров экипажа с диспетчерами в Грозном и Актау. Эти фрагменты почти дословно совпадают с расшифровкой, которую публиковал прокремлевский канал Baza.

Однако в расшифровке, которую распространил телеграм-канал (как утверждалось, «полной»), отсутствовало одно из ключевых сообщений экипажа, переданное диспетчеру в Грозном вскоре после возникновения нештатной ситуации на борту. В нем пилот, за минуту до этого выдвигавший версию о попадании птиц в двигатель, говорит:

«Был удар сильный, задние кресла там говорит взорвались, бортпроводница доложила».

Казахстан напомнил, что расследование проводится по стандартам Международной организации гражданской авиации и не предусматривает установления чьей-то вины или ответственности, а лишь ставит целью предотвратить аналогичные инциденты в будущем.

В расшифровке говорится, что пилоты первоначально решили возвращаться в Баку, но затем — на фоне отказа систем управления — несколько раз меняли решение о пункте аварийной посадки. Сначала они хотели лететь в Минеральные Воды, затем в Махачкалу, и в итоге приняли решение садиться в Актау.

«Ветер ноль сорок градусов, шесть метров в секунду, видимость более десяти километров, облачность значительная на 1080 метров», — говорил диспетчер ростовского аэропорта.

«А, тогда, Ростов, тогда идем на Актау», — ответил ему пилот.

Также экипаж сообщал диспетчеру, что в пассажирской кабине «заканчивается кислород», предположив, что причиной этого мог стать взрыв кислородного баллона.

  • Потом с самолетом случилось ЧП. В представленной расшифровке пилоты не упоминают попадание осколков ракеты как версию технических проблем и говорят о попадании птицы и взрыве некого баллона в салоне (эти предположения в первые часы после катастрофы тиражировали и российские власти, включая Росавиацию). Так или иначе, на борту пропало управление через все три (дублирующие) гидравлические системы из-за попадания осколков в хвост, где эти системы сходятся. А через них, в свою очередь, управляются рули высоты и рули направления.
  • Пилоты в результате стали управлять высотой, направлением и креном с помощью рычагов управления двигателями. 
  • При этом пилоты не могли нормально выдерживать высоту и направление. В салоне произошла разгерметизация, что исключало набор высоты. 
  • Зайти на посадку в Актау борту, вероятно, не удалось все из-за тех же проблем: управлять самолетом с помощью двигателей очень сложно — и вероятность фатальной ошибки при маневрах во время снижения возрастает.

Казахстан настаивал на прозрачности расследования вопреки давлению. Цепочка цитат

25 ДЕКАБРЯ

Росавиация: Предварительно: после столкновения с птицами, из-за возникшей нештатной ситуации на борту воздушного судна, его командир принял решение «идти» на запасной аэродром — им был выбран Актау.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев: Причины пока неизвестны. По информации, которая мне была предоставлена, самолет компании AZAL, следовавший по маршруту Баку — Грозный, изменил курс из-за ухудшения погодных условий и начал движение в сторону аэропорта Актау, где произошла авария при посадке.

Заместитель премьер-министра Казахстана Канат Бозубаев: Самолет столкнулся с землей. (...) Причина была в том, что было столкновение с птицами. Они доложили диспетчеру. Угрозы падения не существовало. Пока, предварительно, причины сложно сказать. Нужно расшифровать черный ящик, расспросить очевидцев, авиационные службы. Сейчас привлечены все силы и средства, и только потом будут предварительные причины. 

26 ДЕКАБРЯ

Заместитель премьер-министра Казахстана Канат Бозубаев: Мы находимся в постоянном контакте. Каждые два часа с азербайджанскими коллегами общаюсь, никто никаких версий мне ещё не сказал. Официально мы никакой версии ни от какой страны не получали – ни от России, ни от Азербайджана. Сегодня поэтому опровергнуть какую-то версию или склониться к какой-то версии невозможно и было бы безответственно. Мы должны чётко это себе представлять. (...) Правоохранительные органы России и Азербайджана не будут допущены к криминалистическому расследованию, но к расследованию авиапроисшествия будут допущены. 

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: До выводов следствия выстраивать какие-либо гипотезы было бы неверно. Мы, конечно же, этого делать не будем, и никто не должен этого делать. Нужно дождаться окончания следствия.

Источники Euronews в правительстве Азербайджана: Причиной крушения самолета AZAL стала российская ракета класса «земля-воздух». Она была запущена по самолету во время «воздушной активности беспилотника» над Грозным. Ракета взорвалась рядом с самолетом, повредив его обшивку.

Правительственные источники издания Caliber.Az: На подлете к Грозному самолет обстреляли из российской системы ПВО «Панцирь-С». Из-за российских средств радиоэлектронной борьбы «была полностью парализована система связи азербайджанского борта», в результате чего самолет пропал с радаров.

Источники Reuters в Азербайджане, знакомые с ходом расследования: Никто не утверждает, что это было сделано специально. Однако, принимая во внимание установленные факты, Баку ожидает, что российская сторона признается в том, что сбила азербайджанский самолет.

Депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков: Самолет был сбит на территории России, в небе над Грозным. И отрицать это невозможно… Те, кто совершил это, должны быть привлечены к уголовной ответственности, необходимо выплатить компенсации за гибель людей и пострадавшим. Если не будет этого, то отношения, конечно, перетекут в другую плоскость.

27 ДЕКАБРЯ

Дмитрий Песков: Еще раз повторяю, мне нечего добавить к тому, что я уже сказал. Идет расследование этого авиационного инцидента и до выводов, которые будут сделаны по результатам расследования, мы не считаем себя вправе давать какие-то оценки, и не будем этого делать. У нас есть наши авиационные власти, которые могут это делать, и эта информация может быть только от них.

Акорда: Касым-Жомарт Токаев провел телефонный разговор с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Президенты обменялись соболезнованиями и выразили слова поддержки членам семей и близким погибших в результате крушения самолета. Касым-Жомарт Токаев поделился информацией о ходе работы специальной государственной комиссии по расследованию происшествия и заверил, что казахстанская сторона приложит все усилия для обеспечения всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств авиакатастрофы. Ильхам Алиев поблагодарил правительство Казахстана за оперативно предпринятые меры по поисково-спасательной работе и оказанию неотложной помощи пострадавшим.

Azerbaijan Airlines: По предварительным данным, самолет, потерпевший крушение, подвергся «внешнему физическому и техническому воздействию».

Глава Росавиации Дмитрия Ядров: Обстановка в этот день и в эти часы в районе аэропорта Грозный была весьма сложной. Украинские боевые беспилотники в это время предпринимали террористические атаки на гражданскую инфраструктуру в городах Грозный и Владикавказ. В связи с этим в районе аэропорта Грозный вводился режим «Ковер», предусматривающий немедленный уход всех воздушных судов из указанного пространства. Кроме того, в районе аэропорта Грозный был плотный туман. На высоте 500 метров не было видимости. Командир воздушного судна предпринял две попытки посадить самолет в Грозном, которые были безуспешны. Командиру предлагались другие аэропорты. Он принял решение следовать в аэропорт Актау. Много разных обстоятельств, которые необходимо совместно расследовать.

Бортпроводники AZAL: Над Грозным происходит первый удар, в салоне падают кислородные маски, мы бросаемся проверить, что случилось. Второй удар. Моего коллегу ранит в левую руку. Мы идем в заднюю часть самолета, садимся, я ему помогаю. И раздается громкий звук. Это не кислородный баллон — если бы он взорвался, мы бы не выжили.

28 ДЕКАБРЯ

Кремль: По инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым. Владимир Путин принес свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России, и еще раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим. В разговоре было отмечено, что следовавшее четко по расписанию азербайджанское пассажирское воздушное судно неоднократно пыталось зайти на посадку в аэропорт города Грозный. В это время Грозный, Моздок и Владикавказ атаковали украинские боевые беспилотные летательные аппараты, и российские средства ПВО отражали эти нападения.

Акорда: Владимир Путин позвонил Касым-Жомарту Токаеву. Президенты Казахстана и России обменялись соболезнованиями в связи с крушением 25 декабря вблизи Актау самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines и пожелали скорейшего выздоровления пострадавшим. 

Кремль: По инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым. Стороны исходят из того, что казахстанская правительственная комиссия, занимающаяся расследованием всех деталей произошедшего, привлечет к расшифровке бортовых самописцев, обнаруженных на месте авиакатастрофы, экспертов из России, Азербайджана и Бразилии. Эта работа, проводимая на территории Казахстана, будет носить объективный и прозрачный характер. 

Пресс-служба президента Азербайджана: В ходе телефонного разговора Владимир Путин принес извинения в связи с тем, что 25 декабря пассажирский самолет «Азербайджанских авиалиний», выполнявший рейс по маршруту Баку-Грозный, подвергся в воздушном пространстве России физическому и техническому воздействию извне, в результате чего произошел трагический инцидент. Президент Ильхам Алиев отметил, что пассажирский самолет «Азербайджанских авиалиний», находясь в воздушном пространстве России, подвергся внешнему физическому и техническому воздействию извне и полностью потерял управление, был направлен в казахстанский город Актау и смог совершить аварийную посадку только благодаря храбрости и профессионализму пилотов. Глава государства подчеркнул, что на фюзеляже самолета имеются многочисленные пробоины, пассажиры и члены экипажа, еще находясь в воздухе, получили ранения от посторонних частиц, пробивших обшивку и попавших в салон самолета, и что свидетельства выживших бортпроводников и пассажиров самолета подтверждают факт внешнего физико-технического воздействия.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: Мы смогли предотвратить гораздо более серьезные последствия аварии и спасти немало человеческих жизней. Спасательные работы были проведены на высоком уровне. Исчерпывающая информация о происшествии была своевременно доведена до общества. Наши граждане с первых минут протянули руку помощи пострадавшим, проявив солидарность, искреннее сострадание и организованность. Люди вставали в очередь, чтобы сдать кровь. Многие наши соотечественники возложили цветы к зданию посольства Азербайджана. Такую реакцию широко освещали как отечественные, так и зарубежные средства массовой информации. Весь мир стал свидетелем самоотверженной работы наших спасателей, врачей и волонтеров. Особую благодарность высказывают граждане соседних дружественных стран – Азербайджана, России, Кыргызстана. 

Заместитель премьер-министра Казахстана Канат Бозубаев: Никто из каких-либо стран не пытается вмешаться в процесс выяснения обстоятельств этого авиапроисшествия. Проблем мы здесь не видим. Это в первую очередь три страны: Республика Азербайджан, Российская Федерация и страна-производитель Бразилия. Все их представители, в общей сложности 17 человек, они уже работают. Нет смысла на кого-то зачем-то давить. Кроме того, Казахстан является членом Чикагской конвенции с 92-го года. И в соответствии с ней любые решения о проведении авиационных расследований принимается государством, проводящим расследование. То есть только мы можем принимать любые решения, кого привлекать, с кем работать и так далее. Мы самостоятельно принимаем решения для того, чтобы у общества не было вообще вопросов, что там кто-то на кого-то окажет давление. (...) К работе комиссии привлечены эксперты из Азербайджана, 6 человек. От компании-производителя (Embraer) 2 человека. Также сегодня начали работать специалисты из Центра расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) - 3 человека. От Межгосударственного авиационного комитета (МАК) работают 3 человека. От Российской Федерации работают два человека. (...) Завтра мы ждем эксперта ICAO. Руководитель ICAO лично отправил к нам эксперта. В общей сложности будут работать 17 международных экспертов. Комиссия будет прозрачно и открыто работать, чтобы не было ни у кого никаких сомнений. 

29 ДЕКАБРЯ

Следственный комитет РФ: Председатель Следственного комитета РФ провел телефонный разговор с генпрокурором Азербайджана. Главы ведомств обсудили ход расследования обстоятельств крушения самолета «Азербайджанских авиалиний». Бастрыкин заверил, что с российской стороны привлечены к работе наиболее опытные сотрудники центрального аппарата СК России в сфере расследования авиапроисшествий, оснащенные передовой криминалистической техникой. Он добавил, что проводится комплекс следственных действий, цель которых — установить все причины и обстоятельства произошедшей трагедии. В ходе разговора стороны определили первостепенные задачи в рамках плана совместного расследования, выразив готовность к дальнейшему всеобъемлющему сотрудничеству.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев: К сожалению, первые три дня мы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий… Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести…

Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации. Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты.

30 ДЕКАБРЯ

Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: О недоверии Баку к россиянам ясно говорит более чем откровенное интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева, где он заявляет прямо: "Самолет был сбит Россией". Более того, он утверждает, что в России стремятся "замять" эту историю. С его упреками и подозрениями трудно спорить, ведь Москва три дня молчала, не желая признавать очевидные свидетельства физического воздействия на Embraer и продолжая настаивать на "птичьей" версии и версии взрыва кислородного баллона в салоне. При этом представитель Кремля Дмитрий Песков предлагал не спешить с выводами и дождаться результатов расследования, очевидно полагая, что им будет заниматься МАК. Именно поэтому трудно переоценить выверенное решение руководства Казахстана, не поддавшегося на предложение Кремля передать черные ящики в Россию. Но мы видим, что времена изменились, определенно наблюдая слом эпох в отношениях самого ближнего окружения России с Кремлем. Доверие к метрополии на постсоветском пространстве катастрофически падает, история вассальных отношений "старшего брата" с "младшими" на наших глазах уходит в прошлое.

3 ЯНВАРЯ

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: В конце декабря в Мангистауской области потерпел крушение самолет азербайджанской авиакомпании. Трагедия унесла жизни 38 человек, в том числе шестерых граждан Казахстана, много людей получили тяжелые травмы. В таких ситуациях счет идет на секунды. Наши спасатели, медики, полицейские действовали оперативно, слаженно, проявили профессионализм и гражданскую ответственность. Находившиеся неподалеку от места трагедии работники Мангистауской региональной электросетевой компании незамедлительно пришли на помощь пострадавшим. Не остались в стороне и местные жители. Благодаря такой самоотверженности наших граждан было спасено максимально возможное количество жизней. Выражаю искреннюю признательность каждому, кто принимал участие в спасательных работах. (...) Для расследования причин авиакатастрофы создана Правительственная комиссия. Кроме того, приглашены 17 международных экспертов, в том числе от ИКАО и МАК. Правительственной комиссией принято решение направить бортовые самописцы для расшифровки в Бразилию, где было изготовлено судно. Уверен, это единственно правильное решение для обеспечения объективности и непредвзятости расследования

Дипломатический скандал 

Крушение самолета «Азербайджанских авиалиний» привело к дипломатическому скандалу между Москвой и Баку. Баку много месяцев добивался признания ответственности России. В мае Алиев не приехал на празднование 80-летия Победы в Москву. Удары наносились по гражданам друг друга.

Высшей точки противостояние достигло в июне-июле 2025 года, когда в Екатеринбурге российский спецназ задержал более десяти азербайджанцев в рамках старого уголовного дела. Вскоре двое задержанных скончались, вероятнее всего, из-за пыток. А еще российские власти лишали гражданства лидеров азербайджанской диаспоры. 

Баку ответил арестом журналистов кремлевского издания Sputnik, а также нескольких российских граждан, которых обвинили в кибермошенничестве и контрабанде наркотиков. Москва ответила на это задержаниями и депортациями лидеров азербайджанской диаспоры в России.

Почему Алиев так быстро простил Владимира Путина?

В начале октября Владимир Путин публично признал вину за крушение самолета – и так, довольно неожиданно, завершился онфликт России и Азербайджана, тянувшийся почти год.

Но почему после взаимной критики и многочисленных арестов противостояние закончилось так легко, словно ничего и не было? На этот вопрос в тексте для проекта Carnegie Politika отвечает Башир Китачаев, журналист, специализирующийся на Южном Кавказе. «NewTimes.kz» публикует эту статью целиком.

На встрече с Алиевым президент России принес извинения, но в свойственной ему манере. Путин признал, что самолет AZAL потерпел крушение в результате работы российских ПВО, и извинился за то, что «инцидент произошел в небе над Россией», но конечную вину все равно переложил на Украину и ее летавшие поблизости дроны.

Мало того, чтобы дополнительно подчеркнуть, что Россия причастна к трагедии лишь косвенно, российский лидер сослался на «технические сбои» в работе ПВО и на то, что ракеты не поразили самолет напрямую, а взорвались в нескольких метрах от него.

Такие оправдания звучали более чем странно — ракеты комплекса «Панцирь С1», которые использовались при отражении налета, именно так и работают: взрываются вблизи цели и осыпают ее осколками. Но Путину, очевидно, было важнее смягчить собственные извинения перекладыванием ответственности, а Алиеву большего было и не нужно.

Азербайджанский президент поблагодарил коллегу за личный контроль за расследованием (хотя тот признался, что ознакомился с его ходом лишь «позавчера»), заверил, что «с самого начала» не сомневался в объективности российского следствия, и выразил надежду, что полученные разъяснения «будут положительно восприняты азербайджанским обществом».

Президенты закрыли конфликт к обоюдному удовольствию.

По большому счету, спор с Москвой завершился именно так, как того хотел Алиев. Азербайджанские государственные СМИ назвали произошедшее триумфом президента, подав встречу так, как будто глава «сверхдержавы», склонившись, извинился перед президентом Азербайджана.

Понятно, что это пропагандистское преувеличение, но Алиев действительно смог использовать случившееся по максимуму. За месяцы конфликта он показал себя независимым лидером, избавился от образа союзника России, поправил свой имидж на Западе, несмотря на продолжающиеся репрессии, и укрепил авторитет внутри страны.

Конфликтуя с Россией, Алиев успел выставить себя союзником Украины, парафировать мирный договор с Арменией в Вашингтоне и провести целый ряд встреч с европейскими лидерами.

В ходе трехстороннего саммита с Трампом стороны договорились проложить транзитный маршрут по территории Армении из Баку в Нахичевань без российского участия, что закрепило падение влияния Москвы на Южном Кавказе. Также Азербайджан заключил газовые контракты с несколькими странами ЕС и планирует купить нефтеперерабатывающий завод в Италии.

Многочисленные успехи в отношениях с Западом были дополнены внутриполитическими бонусами. Азербайджанскому обществу конфронтация с Россией должна была показать рост международного престижа страны и усилить чувство национальной гордости.

Расчет Кремля

Пока Алиев набирал очки внутри страны и на международной арене, Москва предпочла не мешать ему, раз он не влезает в по-настоящему важные для нее вопросы. Несколько месяцев Баку обрушивался с обвинениями на Кремль, демонстративно выражал поддержку Украине, а в азербайджанских СМИ звучали предложения поставлять военную помощь Киеву. Но Россия в ответ молча ждала, когда Алиев получит все репутационные дивиденды и вернется к прежнему сотрудничеству.

Для России важнее было сохранить экономическое взаимодействие с Азербайджаном, чья роль резко выросла после введения против Москвы многочисленных западных санкций. А как раз на экономику конфронтация, при всей своей шумности, не оказала никакого влияния.

Коридор «Север — Юг», связывающий Россию с Ираном и Индией через Азербайджан, продолжал функционировать, грузопоток между двумя странами за первое полугодие 2025-го увеличился на 13%, а двусторонняя торговля успешно росла двузначными темпами в самые напряженные месяцы противостояния.

Баку даже не угрожал присоединиться к западным санкциям. Уже 13 октября прошла трехсторонняя встреча делегаций Азербайджана, России и Ирана, на которой обсуждалось упрощение транзита грузов по маршруту «Север — Юг».

На протяжении всего конфликта азербайджанские власти старательно действовали так, чтобы не перейти красные линии Кремля и не нанести случайно такого «оскорбления», на которое Путину пришлось бы отвечать. В Баку не забывали, что в экономическом плане Азербайджан зависит от России куда больше, чем наоборот.

В итоге никто не остался в проигрыше. Алиев получил репутационные выгоды и завершил «конфликт» в тот момент, когда понял, что большего уже не добьется. Путин же смог сравнительно быстро и безболезненно закрыть инцидент со сбитым самолетом.

Теперь две страны, вероятно, будут жить так, будто ничего не произошло. На неформальной встрече лидеров стран СНГ в Душанбе Алиев обнял Путина, в то время как с остальными президентами ограничился рукопожатиями. А Путин и вовсе заявил, что происходившее между Баку и Москвой было не конфликтом, а лишь «кризисом эмоций».

Выжившие в результате авиакрушения 

Среди выживших был Зульфугар Асадов, который проработал бортпроводником 36 лет и сейчас работает инспектором. Каждый день он посещает мемориал с фотографиями коллег, которые погибли.

«Недавно мы посетили город Актау и побывали на месте происшествия. Я был глубоко потрясен, увидев эти места. Мне показалось, что я снова переживаю события того дня», — сказал Асадов.

Сын Гамлета Исмайлова, Исмаил, был среди погибших в катастрофе. Ему было 38 лет.

«На YouTube и в других источниках появились видео, которые свидетельствуют о том, что этот самолет был сбит намеренно», — сказал Исмайлов.

«Прошел год с момента происшествия, и мы верим, что виновные будут вскоре установлены и привлечены к ответственности. Родственники погибших, а также выжившие продолжают ждать, когда справедливость восторжествует».

Исмайлов рассказал, как он узнал о смерти сына.

«Когда я мыл машину, мойщик сказал мне, что наш самолет разбился в Казахстане. Я не придал этому особого значения, но информация в голове застряла, — сказал он. — Позже я пошел в дом к его жене Лейле, и там уже собирались люди. Они сказали мне, что Исмаил попал в аварию и погиб».

«Он был очень открытым человеком, который ценил своих родных и друзей. Все, кто знал меня и знал семью моего сына, звонили и писали мне после аварии».

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 0