Руководитель «Ассоциации центров исследования религий» Юлия Денисенко прокомментировала корреспонденту ИА «NewTimes.kz» письмо главного пастора церкви «Благодать» Дмитрия Кана из Астаны. Пастор направил его копии в духовное управление мусульман Казахстана, комитет по делам религий РК и управление по делам религий города Астаны. В данном документе, пастор утверждает, что вчерашний «мученик за веру», сегодня не является не только лидером ячейки, но даже рядовым членом церкви. Напомним, Ыклас Кабдуакасов в ноябре прошлого года был осужден на 2 года общего режима за разжигание религиозной розни.
- На процессе по делу о разжигании религиозной розни я присутствовала в качестве общественного наблюдателя. Ыклас Кабдуакасов, уже осужденный на 2 года колонии, своей вины не признал.
Аналогичного мнения придерживаются и «братья по вере» подсудимого, которые в качестве слушателей присутствовали на процессе. Интересно, что «группа поддержки» состояла из представителей сразу трех конфессий – баптистов, членов церкви «Благодать» и «Адвентистов седьмого дня». Все они утверждали, что Кабдуакасов является именно их прихожанином, скандировали лозунги типа «мы за тебя молимся», ругались с журналистами, освещающими процесс, плакали, когда осужденный давал показания.
Ситуация парадоксальна, более того, это запрещено и уставами перечисленных религиозных объединений. Прихожанин не может одновременно исповедовать несколько разных по сути религиозных убеждений.
Стоит разобраться. На процессе Ыклас Кабдуакасов утверждал, что является членом церкви «Христиан адвентистов седьмого дня», однако таковым он стал только за три месяца до задержания. Ранее в течение нескольких лет посещал церковь «Благодать», а начал духовный поиск с учений баптистов. О переходах на «новые уровни» духовных поисков руководителей общин не уведомлял.
Таким образом, остался юридическим членом сразу трех религиозных общин. Что касаемо внутреннего содержания его проповедей, то они вообще не совместимы полностью ни с одним учением представленных организаций. Однако ближе всех к доктрине церкви «Благодать» - это и характер собраний, и некоторые постулаты веры, и даже литература.
К слову, после задержания Кабдуакасова, во всех церквях «Адвентистов седьмого дня» по Казахстану были проведены членские собрания, на которых служители официально заявили пастве о недопустимости какой-либо пропаганды своей исключительности и призвали сохранять толерантность по отношению к другим религиям, но от своего члена не отказались.
Иначе поступили в церкви «Благодать». Что же, довольно часто религиозные общины в таких делах открещиваются от своих «нерадивых» прихожан, чтобы «не портить имидж». Вполне логично, на мой взгляд. С другой стороны, как-то не по-братски сначала приходить в суд и кричать «мы с тобой», а потом менять свое мнение. Возможно, в этой организации свои моральные принципы.
Еще один факт показательный для освещения деятельности пресвитерианской церкви «Благодать», является то, что после вступления в силу приговора Бахтжану Кашкумбаеву, осужденному на условный срок за причинение умышленного тяжкого вреда психическому здоровью прихожанки, его сняли с должности главного пастора, и его место занял Дмитрий Кан, написавший отказ от Кабдуакасова.
Если бы Кашкумбаев и Кабдуакасов выиграли дело, их бы объявили героями, а в данном случае «Благодать» отбросила своих активистов, которые портят ей имидж, как ящерица откидывает хвост.