Продюсер российского артиста Витаса Сергей Пудовкин в эксклюзивном интервью ИА «NewTimes.kz» рассказал о своих претензиях к набирающему популярность в Китае молодому казахстанскому исполнителю Димашу Кудайбергенову.
В чем заключается Ваша претензия к Димашу Кудайбергенову?
— Во-первых, я не обращался с иском через китайских адвокатов. Действительно, такая судебная претензия направлена, она будет реализована в самое ближайшее время. Направила эту претензию компания, которая занимается вопросами концертной, рекламной и прочей деятельности Витаса в азиатском регионе.
Ситуация очень простая. Песню «Опера №2» Витас написал 18 лет назад. Как автор, как композитор - он является единственным законным исполнителем и правообладателем этого произведения, соответственно, исполнение любым другим артистом должно быть согласовано в устной форме или юридически.
Когда происходит несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности, иными словами - авторское воровство, компания, представляющая интересы артиста в стране, будет подавать иск о запрете использования данного произведения.
Кому конкретно предъявлена претензия - артисту, телеканалу или конкурсу?
— Я не интересуюсь этим. И не буду интересоваться механизмом подачи судебного иска. Для меня ситуация очень проста. Если певец начинает свою творческую жизнь с кражи, не спросив разрешения, не прислав какой-то письменный запрос, использует чужую интеллектуальную собственность, то кому подается иск - артисту, телекомпании или конкурсу? Я не хочу этим интересоваться и надеюсь, что у артиста появится собственный репертуар, он не будет пользоваться чужими 10-летними наработками, популярностью песни, которую Витас в Китае поет с 2005 года.
Он не будет пользоваться чужими 10-летними наработками, популярностью песни, которую Витас в Китае поет с 2005 года.
Как любая кража, будь она на улице, на рынке, когда к тебе залезают в карман или, таким образом, когда артист берет чужую песню и выходит на сцену - это достаточно простая судебная ситуация, которая очень быстро будет решена. Поскольку все правообладателем запатентовано и находится в исключительной собственности Витаса и продюсерского центра Пудовкина. Причем уже давно уведомлены инстанции, не только в Китае, но и в российском авторском обществе, да и вообще - по всему миру.
Значит ли это, что Димашу Кудайбергенову запретят петь песни Витаса не только в Китае, но и в других странах?
— Это достаточно естественное и понятное решение. Как вы думаете, если в вашу квартиру придет человек и начнет выносить телевизор, вы запретите ему это делать?! Наверное, да. Позовете полицию, сотрудники возьмут в наручники этого человека, начнут разбираться. Точно также с воровством чужой авторской собственности, она будет пресекаться, и в этом смысле КНР ультимативна, там в последние годы проводится очень жесткая борьба с фейками. А в данном случае мы видим на сцене фейк, который использует созданный другим артистом труд и демонстрирует это достаточно криминальным образом на сцене неважно в какой стране. По моему ощущению, это как похоронить свое собственное «я», купировать свое собственное развитие, потому что певец с таким вкусом всегда будет олицетворением фейка и дешевой пиратской подделки.
Певец с таким вкусом всегда будет олицетворением фейка и дешевой пиратской подделки.
Знаете, у каждого есть свой выбор, кто-то сам делает свою историю, свою популярность, а кто-то пользуется чужой славой, чужим трудом, но это выбор каждого артиста.
По мнению казахстанского эксперта по авторским правам, певец Витас не сможет предъявить претензию напрямую Димашу Кудайбергенову за исполнение песни «Опера №2». Что Вы об этом думаете?
— Я не думаю, что этот эксперт не понимает, что такое авторское право и нарушение интеллектуальной собственности, особенно в КНР. Но он очень сильно заблуждается. Однако, я не хочу это комментировать, обсуждать артиста, его этическую сторону, сценическую сторону, костюм. Мне это неинтересно и глубоко безразлично.
Моя позиция очень проста. Как при краже телевизора - это преступление. Сценически - это еще и унизительное преступление, потому что ты заранее обрекаешь себя на известность второсортного артиста, который пользуется чужим трудом. Но это моя оценка. Любой профессиональный человек с этим согласится, тут очень банальная ситуация.
Ты заранее обрекаешь себя на известность второсортного артиста.
Если нет собственного «я», если нет собственного репертуара, имиджа, имени, то, может, и нет другой возможности, кроме воровства. Это уже судебное дело. Ни Витас, ни я никогда не будем заниматься этим процессом, это сделает компания, которая представляет законные интересы Витаса в Китае. За 12 лет работы в Китае - это достаточно большие интересы, которые находятся на высоком уровне.
Уточните, пожалуйста, о какой конкретно компании идет речь?
— Нет. Я не могу афишировать китайские компании, их названия. Пусть они делают шаги, которые будут восстанавливать справедливость и защищать авторское право на территории любого государства мира. Это справедливо, честно и очень просто. Не надо в чужой квартире забирать телевизор. Это плохо кончается, в прямом и переносном смыслах.
По информации китайских СМИ, продюсер Витаса обратился с жалобой в адвокатскую компанию Watson&Band. В заявлении говорится о запрете использования Димашем Кудайбергеновым песен Витаса. Письмо Пудовкина было отправлено на центральный телеканал в городе Чаньша провинции Хунань, где проводится конкурс «I am singer-2017», в котором принимает участие Димаш.
Во втором этапе песенного состязания, по решению режиссеров конкурса, Димаш исполнил песню российского артиста Витаса «Опера №2». Он стал победителем второго тура и получил просто невероятную славу и любовь китайских поклонников.
Китайские фанаты певца назвали его «казахским Витасом». Однако сам Димаш не согласен с таким сравнением.
Беседовала Амина Курмангазиева,
иллюстрация Асылхана Саменбетова