суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-1oC
Астана:
icon
-6oC
×

«Полетали в облаках»: Как казахстанские военные летчики гостям авиабазы любовь к небу прививали

В честь 25-летия вооруженных сил Казахстана представителей СМИ решили познакомить с особенностями военной авиации. Тонкости питания и режима, распорядок рабочего дня, правила подготовки к вылету и новшества военной авиационной сферы Казахстана – в репортаже ИА «NewTimes.kz».

Министерство обороны на этот раз спасло журналистов от самой неприятной процедуры, свойственной подобным мероприятиям – необходимости сдачи смартфонов при въезде на авиабазу столицы. И если в прошлую поездку журналистов на авиабазу все было весьма и весьма строго, то на этот раз военные смирились с тем, что нас невозможно заставить двигаться единым строем. Традиционно курировал встречу со СМИ заместитель командующего ВВС по воспитательной и социально-правовой работе полковник Еркен Джумагалиев. Еркен Максимович, кажется, так часто общается с журналистами, что уже относится к нам как к своим детям. Все правила поведения и каждая деталь разжевываются максимально тщательно, чтобы «детишки» не разбежались далеко и «не нажимали никаких красных кнопочек в вертолете».

Для начала Джумагалиев показал нам музей, где представлена история военно-воздушных сил Казахстана, одновременно рассказывая самые интересные факты процесса создания ВВС. Отдельно замкомандующего отметил «доску почета», упомянув ассоциацию с NHL.

«Каждый год мы проводим подведение итогов. Вот, например, в прошлом году лучшим стал полковник войсковой части 19132. Ему на подносе преподнесли отвертку с табличкой, он сам устанавливал ее. Есть еще кубок – он как кубок Стэнли. Он тоже вручается лучшей части, которая отбирается по ряду параметров, где потом стоит месяц и в итоге возвращается в музей», - сказал Джумагалиев.

В зале также представлены презенты, сделанные иностранными делегациями Казахстану, и высотный компенсирующий костюм – это индивидуальное снаряжение лётчика для противодействия низкому барометрическому давлению, необходимое для выполнения полетов на значительных высотах.

Уже в актовом зале для нас провели вводную лекцию – подготовка в летчики началась с теории. Что такое ВВС, какие виды военной авиации существуют, какие функции выполняют военно-транспортные самолеты, чем отличается Ми-17 от Ми-35, чем славится Ми-26Т – Джумагалиев рассказал еще массу фактов в своей презентации.

«Пеший по летному». Так называется обычай, когда мы на земле перед полетом проводим тренажи, берем фигурки самолетов и «летаем». Есть такая присказка: «Если на земле сделаешь на пятерку, то в небе полетаешь всего на 4». Нас – 4 человека пилотажной группы. Первый – ведущий, командир звена, рядом – его ведомый. Следом – ведущий второй пары, называется, старший летчик, и замыкающий – также ведомый звена», - описал Еркен Максимович одну из самых любопытных фотографий.

Командующий ВВС РК Даурен Косанов немного задержался: как выяснилось позднее, это было связано со вчерашним трагичным событием – падением самолета в Алматинской области. В итоге он все-таки присоединился к Еркен Джумагалиеву, тепло поприветствовав журналистов. Сказав несколько вступительных слов и пообещав позднее ответить на все интересующие вопросы, Даурен Жуматаевич сообщил о начале подготовки к полетам и отправил в зал, где проходили предполетные указания.

Мы переместились туда, где уже собрались военные летчики. Перед началом включается магнитофон, который ведет запись всей отчетности, причем фиксируется точное время начала докладов. Предполетные указания – неотъемлемая часть будней военного летчика. Вместе с ними и старшим летным смены полковником Каримовым мы выслушали доклад доктора о физическом и психологическом состоянии пилотов, а также отчеты о готовности вертолетов к полету, данные взлета и посадки, а также расхода топлива, дальность и географию полета, и сводку о погоде от метеоролога. На весь процесс ушло около 15 минут, включая инструкции для СМИ.

«Особо обращаюсь к журналистам. Головные уборы снимать, чтобы не «улетели» в двигатель или в лопасти. Операторы – куда попало не лезть, не бежать за хорошим кадром. Дело серьезное», - отметил Джумагалиев.

Очень серьезное внимание уделяется здоровью и физической форме летчиков.

«У каждого летчика измеряется давление, пульс, температура и оценивается общее состояние. Проводится психологический тест. Вдруг пилот не выспался или у него в семье какие-то проблемы. Больше половины летной деятельности зависит от человеческого фактора. По себе скажу, когда к самолету идешь - стараешься с каждым шагом все больше думать о полете. Семейные проблемы оставляешь позади, телефоны отключаешь. Когда садишься в кабину, думаешь только о полете. А когда начинается запуск, сливаешься с машиной окончательно", - рассказал Еркен Максимович.

О вредных привычках было упомянуто отдельно. От летчиков требуют идеальной физической формы, поэтому злоупотребление алкоголем и сигаретами не для них. Более того, чтобы окончательно навести жути на неокрепшие журналистские умы, Джумагалиев напомнил о существовании статьи уголовного кодекса под названием «нарушение правил подготовки к полету». Кстати, к вредным привычкам относится и чревоугодие – питание у летчиков должно быть полноценным, но полезным. «Лишний вес – не для офицеров ВВС», - пояснил Еркен Джумагалиев, который сам, к слову, находится в отличной физической форме.

После указаний журналисты вместе с летчиками направились к вертолетам. Большинство журналистов стали «гостями» Ми-171Ш. Кстати, вертолеты Ми ласково именуются «мишками» в авиасообществе. По обыкновению, все изъявили желание поучаствовать в полетах, правда, некоторые пожалели об этом уже на высоте 200 метров над землей. Один из летчиков всячески помогал журналистам выбрать наиболее захватывающий кадр и поддерживал покачивающихся операторов. В один момент летчик выполнил пилотаж, и вертолет наполнился полуиспуганными, полувосхищенными возгласами. Полет длился примерно полчаса, и после этого, оставив нас на земле, летчики продолжили свои учения.

До обеда оставался еще час, и мы дружно отправились снимать вертолеты с диспетчерской вышки и донимать бесконечными вопросами работающих там сотрудников. Час на вышке пролетел незаметно для нас (но, пожалуй, весьма ощутимо для диспетчеров). И все же призыв на обед вызвал всеобщий вздох радости – «урчание» журналистских желудков уже было громче шума взлетающих вертолетов.

Министерство обороны решило погрузить нас в военную авиацию окончательно и бесповоротно, угостив на обед тем же, чем кормят летчиков. Кстати, кормят их очень сытно: например, на обед нам предложили первое в виде супа, на второе были макароны с курицей, рыбой и кусочками говядины, а также со свежими овощами. В качестве десерта – яблоки, шоколад и компот. Как отметил Джумагалиев, завтраки здесь не менее сытные: каши, творог, фрукты, шоколад – летчики должны получать достаточно калорий, витаминов и ценных питательных веществ.

Закончилось мероприятие пресс-конференцией с участием Даурена Косанова, но перед этим удалось побеседовать с одним из летчиков с красивым именем Алтай, который управляет вертолетом Eurocopter EC-145. Он признался, что авиация – это детская мечта и большая любовь.

«Выбор профессии исходит от детской мечты, от любви к полетам и небу. Как говорил наш командир, вертолет - это как девушка, небо - как девушка, а это все принадлежит пилотам», - признался летчик ВВС РК. 

Материал подготовила Екатерина Мостовая

фото - Нурсултан Омирбеков, Екатерина Мостовая

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: