На каждого парламентария в Кыргызстане за полгода потратили почти в 170 раз больше, чем на медика. Даже пандемия COVID-19 не изменила ситуацию. Перед уходом на каникулы расходы на Жогорку Кенеш оказались самыми высокими за шесть месяцев 2020 года, передает 24.kg.
Средний оклад депутата в три раза выше зарплаты медика.
В июне на содержание Жогорку Кенеша потратили 97 млн 227,5 тыс сомов (более 519 млн тенге — прим.). Это более 810 тыс сомов ( 4,3 млн тенге) в пересчете на одного народного избранника.
В июне 2020 года расходы на парламент выросли почти в 2,5 раза по сравнению с маем.
Расходы на зарплату в ЖК составили 77,2 млн сомов, в Минздраве — 80,5 млн. Разница в пользу медиков — 3,3 млн сомов. Но депутатов в стране только 120, а медиков — почти 62 тыс.
Получается, что на одного парламентария потратили 643,4 тыс сомов, на одного медика — 1302 сома.
Если сравнить среднюю депутатскую и медицинскую зарплаты, данные не в пользу последних. Ведь их доходы в три раза меньше депутатского оклада.
Кроме того, в разгар вспышки COVID-19, когда медики так и не дождались положенных им надбавок, депутаты получали отпускные. В начале июля в соцсетях появилась информация, что некоторым нардепам выдали до 200 тыс сомов. Сами парламентарии опровергают эти данные, а вот итоговые цифры расходов на Жогорку Кенеш говорят об обратном.
За полгода на содержание Жогорку Кенеша из бюджета потратили более 320 млн сомов, Минздрава — почти 1 млрд сомов. То есть каждый парламентарий обходится казне в 2,7 млн, а медработник — всего в 16 тыс сомов.
В общие расходы на содержание Жогорку Кенеша входят и заработные платы народным избранникам.
Последнее же повышение зарплаты медиков было в 2011 году. Тогда установили базовый оклад врачу 5 тыс сомов, среднему медицинскому персоналу — 4,3 тыс. С октября 2018 года стали производить выплаты семейным врачам и врачам общей практики по индикаторам.
В итоге первые два месяца зарплата семейного врача с большим стажем составляла 23 тыс сомов. С февраля 2019 года она снизилась до 13,5-15,1 тыс сомов, а с марта 2019-го и вовсе до 12,4-13,7 тыс.
Медикам обещали доплатить за работу в период пандемии. Но в середине июля, в разгар вспышки коронавируса и внебольничной пневмонии, профсоюз сообщил, что положенных доплат так и не было. Более того, установленные выплаты ниже положенных по трудовому кодексу. В это же время расходы на содержание парламента выросли в разы.
Каждый парламентарий ежемесячно получает дополнительно так называемый депутатский фонд — 40 тыс сомов, откуда оплачивает сотовую связь, бензин, ремонт своего автомобиля и канцелярские товары.
У медиков таких привилегий нет. Все траты, которые депутатам оплачивает казна, идут из скромной зарплаты медработников. В итоге во время вспышки коронавируса и внебольничной пневмонии сотовой связью, едой и средствами защиты медиков обеспечивали гражданские активисты и бизнес.
Среди парламентских расходов, как стало известно ранее, есть статья под названием «Подготовка к зиме». Раз в году каждый депутат получает 35 тыс сомов на консервирование огурцов, помидоров и прочие варенья и соленья. Правда, в пресс-службе парламента эти данные опровергают.
Между тем при последнем повышении зарплаты отменили доплаты за работу на участке, хотя медики продолжают ходить на вызовы и в жару, и в холод. Нет теперь и оплаты ургентного дежурства.
При этом медики отмечают, что сейчас из-за вспышки коронавируса у них возросла нагрузка, но за сверхурочные никто не доплачивает. Стоит отметить, что в начале июля премьер-министр Кубатбек Боронов попросил отозвать медиков из отпусков.
Зато депутаты с июля ушли в законные отпуска, оставив страну самостоятельно бороться с коронавирусом.