Выжившие под завалами в Турции после разрушительных землетрясений с эпицентрами в Кахраманмараше рассказали корреспонденту «Анадолу» о пережитом, передает ИА «NewTimes.kz».
Первый час после землетрясения — самый тяжелый, говорит 28-летняя фармацевт Гизем Озкан, которую спасатели извлекли из-под завалов в провинции Адыяман спустя 54 часа. Сейчас девушка вместе с десятками других раненых проходит лечение в учебно-исследовательской больнице «Буджа Сейфи Демирсой» в городе Измире.
По словам Озкан, в результате мощных толчков разрушилось шестиэтажное здание, в котором она вместе с семьей проживала на четвертом этаже. Под завалами остались семь членов ее семьи. Всех спасли, однако мучительные часы ужаса, отчаяния и страха не сможет забыть ни один из них, говорит девушка. По ее словам, самой большой проблемой под завалами становится отсутствие кислорода.
«Это такое отчаяние. Ты не можешь дышать, тебя придавило чем-то огромным. Ты заблокирован с четырех сторон, нет места, откуда поступал бы воздух. Я была зажата и сверху, и снизу», — говорит пострадавшая.
Как рассказала Озкан, ей приходилось с трудом приподнимать локти, чтобы поступал воздух со стороны ног.
«Я не знаю, сколько там было кислорода, но наверняка цифры смешные», — рассказала пострадавшая.
Девушка говорит, что все время напевала любимую песню, чтобы хоть как-то успокоиться. Больше всего под-завалами она мечтала о воде, постоянно стучала по предметам вокруг, надеясь, что ее найдут.
«Первый час — самый сложный. Ты всем сердцем хочешь умереть. Происходят афтершоки. Через час человек привыкает. Как только слышишь звуки, понимаешь, что есть шанс на спасение, и приходишь в себя. Я постоянно стучала, наверное, меня не слышали. Потом издалека услышала голос. Даже подумала, как человеку, будучи под завалами, голос может доноситься так, будто исходит за несколько километров. Показалось немного странным», — говорит девушка.
Она отметила, что хорошо помнит первый услышанный голос, будучи под бетонными блоками, но из-под завалов ее извлекали уже без сознания. Девушка счастлива, что выжила. У нее многочисленные переломы, она мечтает поскорее выйти из больницы и воссоединиться с семьей. По ее словам, теперь она знает цену жизни.
«Я призываю людей не терять надежду, что бы ни случилось. Под завалами, я думала, что это конец, но, слава богу, этого не случилось», — рассказала турчанка.
В той же больнице, что и Озкан, проходит лечение 50-летний начальник охраны Эждер Гюзель. Его доставили из района Пазарджык провинции Кахраманмараш, на который пришелся эпицентр первого землетрясения.
Мужчина говорит, что во время землетрясения был во дворе завода, где работал. На него упали бетонные стены, придавило правую ногу. Несмотря на это, он пытался встать и помочь людям, но не смог.
Гюзель говорит, что впоследствии коллеги доставили его в больницу. Однако стены здания были настолько повреждены, что медикам пришлось оказывать раненым помощь во дворе.
Вокруг было множество раненых в критическом состоянии, а самому мужчине пришлось около 3,5 часа лежать под дождем на куске старой доски.
«Я лежал на старой двери, как на носилках. Очень замерз. Пришла пожилая женщина и прикрыла меня зонтом», — рассказал он.
Впоследствии его доставили в учебно-исследовательскую больницу «Буджа Сейфи Демирсой» в Измире, где прооперировали. Сейчас он тоже мечтает о воссоединении с семьей.
Главврач больницы, профессор Йекта Онджел сказал, что медучреждение до настоящего времени приняло до 40 раненых, в основном из Кахраманмараша и Адыямана.
«В основном у них ушибы на ногах и руках. К сожалению, есть и раненые с ампутированными конечностями. У многих наблюдаются раздавливание мышц и почечная недостаточность», — сказал врач.
Также медик добавил, что все доставленные в больницу раненые получают психологическую помощь.
По последним данным, число погибших в результате разрушительного землетрясения на юго-востоке Турции превысило 24,6 тыс человек.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил в Турции семидневный общенациональный траур по жертвам стихийного бедствия. Государственные флаги Турции приспущены на всей территории страны.
Разрушительное землетрясение ощутили и в соседних странах, в том числе в Сирии, Ливане, на греческом Кипре и в Ираке.