Американская валюта целую неделю непрерывно повышалась в обменных пунктах Казахстана. Стоимость доллара только росла, а уровень тенге тем временем стабильно падал. Казалось бы, казахстанцы уже привыкли к таким колебаниям, но беспокойство все же у них существует. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» попытался разобраться, почему национальная валюта так чувствительна и чего ждать от нее в ближайшее время.
Старший аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Галымжан Айтказин считает, что одной из причин роста доллара к тенге является – снижение цены на нефть.
«Если брать резкое изменение последних дней, то причина - в снижении цены на нефть, в частности, эталонной марки Brent на биржевых рынках. Как известно, национальная валюта чувствительна к колебаниям на рынке черного золото в связи с сырьевой структурой национальной экономики», — сказал Айтказин в интервью NT.
Однако собеседник отметил, что говорить однозначно про рост цен на товары первой необходимости не стоит, также как про отсутствие какого-либо эффекта в целом.
«В первую очередь, стоит добавить, что импортные товары (электроника и бытовые приборы — прим. NT) наиболее чувствительны к обменному курсу национальной валюты. Поэтому, обесценение национальной валюты делает импорт более дорогим и, соответственно, поднимает цены для конечного потребителя. С другой стороны, снижение реальных доходов населения сокращает потребительский спрос, что оказывает понижательное давление на цены отечественных товаров и услуг. Следовательно, однозначно о динамике роста цен в стране говорить еще рано», — поясняет он.
Экономист считает, что локдаун внес свои коррективы в планы курсов валют.
«Переход на дистанционный образ жизни в свете пандемии тоже вносит свои коррективы в динамику цен некоторых товаров и услуг. Например, вырос спрос на онлайн услуги и электронику для дистанционной работы и обучения. В целом, наблюдается удорожание таких товаров и услуг, что может быть результатом накладывания нескольких факторов, таких как обесценение национальной валюты и повышение спроса», — информирует Айтказин.
Аналитик также не исключает, что резкий рост доллара к тенге может относиться к разряду теории заговоров.
«Рост доллара по отношению к тенге — это следствие механизмов рыночного ценообразования курса национальной валюты, принятых Нацбанком после последнего нефтяного кризиса. В отличии от удержания курса национальной валюты на одном уровне, что является очень затратным делом, обменный курс формируется рыночным образом вследствие пула факторов, определяющих спрос на тенге. Поэтому, утверждения о сговоре властей относятся к разряду теории заговоров, которые бытуют всегда», — делится спикер.
О поведении нацвалюты в будущем Галымжан Айтказин говорить не спешит, но уверен, что успешная борьба с пандемией коронавируса благоприятно повлияет на курсы валют.
«Прогноз дело неблагодарное на самом деле, но при ceteris paribus (при всех равных прочих условиях — прим. NT) можно делать какие-то предположения относительно динамики тенге. Допустим, все зависит от того, как будет складываться динамика цены нефти, которая в свою очередь зависит от успешной борьбы с пандемией коронавируса. Ведь, именно из-за пандемии были нарушены поставки нефти по всему миру, что вызвало избыток предложения и нарушило баланс спроса и предложения», – предполагает он.
На вопрос о том, почему доллар всегда растет в кризис собеседник напоминает, что доллар — это мировая резервная валюта и в ней номинированы большинство мирового долга государств и крупнейших мировых корпораций. Более того, устойчивость доллара обеспечена будущим Американской экономики и верой в ее стабильность.
«Устойчивость же самой американской экономики достигается благодаря ее диверсифицированной структуре, а также наличием независимых политических/экономических институтов и верховенству права (Федеральная резервная система (Нацбанк США), подотчетности государства, наличии независимых судов и.т.д). Поэтому, когда в мире или в конкретном государстве наблюдается политическая или экономическая нестабильность, все бегут покупать доллары», – уточняет спикер.
Кроме того, зависимость Казахстана от курса доллара объясняет тем, что наше государство является частью глобальной экономики и вынужден играть по установленным правилам, где американский доллар является одной из ведущих мировых резервных валют. Таким образом, при взаимодействии с торговыми партнерами экономическим агентам из Казахстана часто приходится совершать те или иные операции в иностранных валютах, включая доллар.
«В целом, отметим, что казахстанская экономика все еще остается зависимой от экспорта сырья. Отсутствие должной диверсификации экономики на данном этапе делает курс национальной валюты чувствительной к мировым ценам на сырье. Другими словами, Казахстан является малой открытой экономикой, которая через плавающий обменный курс абсорбирует различные шоки на мировых рынках», – заключил Галымжан Айтказин.