Когда-то вместо музыкантов и рэперов полные залы собирали поэты. С тех пор наш быт изменился кардинально. Скорее всего, 21 век останется в памяти как век улучшений и открытий. Тем интереснее узнать, как сейчас живут поэты? Что ими движет и есть ли какие-то перспективы в Казахстане? Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовал с двумя астанчанами, членами фонда «Перо», и узнал их мнение о том, каково это — быть поэтом в Казахстане?
Моего первого собеседника зовут Алимжан. Важно заметить, что сама я также являюсь поэтом, а потому вам будет легче понять мою реакцию на некоторые ответы. Мы начали с того, что решили обсудить само понятие «казахстанский поэт», чтобы не возникло путаниц с определениями. Хотя ответ оказался очень прост.
«Для меня казахстанский поэт — это человек, который живет в Казахстане и пишет стихи». Алимжан также объясняет, что для поэта важна ответственность. Что это значит? То, что, если вдруг поэту хочется о чем-то сказать, поэт не имеет права молчать.
Однако главной темой дня были финансы. Насколько реально в нашей стране зарабатывать на поэзии?
«Ну, я сколько пытался — у меня не получилось», — говорит Алимжан.
Этой фразы хватает, чтобы вызвать у нас синхронный смех, но не для того, чтобы ответить на вопрос. Тогда Алимжан начинает объяснять: у него был период, около 9 месяцев, когда он пытался жить только на стихи. Он постоянно выступал, давал интервью, писал статьи.
«Это все, конечно, хорошо, но потом деньги заканчиваются», – подытоживает Алимжан.
Что ж, раз нельзя жить на стихи, вероятно, можно попробовать себя в конкурсах? Ведь самая их суть — раскрытие новых талантов и финансовая поддержка со стороны государства/организаций талантливых авторов. Но и здесь все не так просто.
«Нет, я не верю в эти конкурсы и не участвую с некоторых пор. Вот в 17 году, кажется, был скандал в Facebook, когда один человек выиграл все три конкурса, два поэтических и один прозу, там был хороший призовой фонд, я уже не помню, кто это был», — сетует Алимжан.
Однако не стоит думать, что участие в конкурсах — гиблая затея. Сам Алимжан поделился мыслью, которую ему подсказал друг, мол, участвовать в конкурсе можно и для победы, но даже если ты не выиграешь — нужно всегда давать читателю шанс прочесть тебя.
На вопрос о том, равны ли у нас те поэты, что пишут на казахском и на русском, Алимжан отвечает утвердительно — разницы между ними не видит.
Наш второй герой — Борис — тоже поэт. Однако немного «другой». Борис работает слесарем по ремонту контрольно-измерительных приборов на ТЭЦ-1 в Нур-Султане. Отсюда и его прагматизм в поэзии. Каждый слог у него выверен, и каждая рифма проверена на элемент новизны. Отсюда и резкие и короткие ответы.
«Это вопрос востребованности поэзии в обществе. Нужно понимать, что заработок приходит благодаря предложению и спросу на поэзию. Однако нынче реальность такова, что читающий обыватель идет в магазин, в первую очередь, за увлекательной прозой, и его можно понять…» — рассуждает он о востребованности своего жанра.
Борис подмечает, что нужно публиковаться везде, где есть возможность и в любой из стран СНГ. Главное — не забывать говорить о том, что поэт ты казахстанский.
А вот насчет конкурсов Борис с нашим первым героем не согласен.
«Если конкурс проводится, он априори не ложен», — считает астанчанин.
Как он объясняет, конкурс для него — это возможность проявить себя и сравнить свое творчество с коллегами. Причем не только в плане личного восприятия, мол, кто лучше пишет, но и что лучше читается.
На просьбу дать пару советов Борис отвечает на удивление развернуто.
«Парой слов тут не обойтись. Пишите в кругу акул пера и провоцируйте их на критику. Спорьте, но прислушивайтесь к советам. Совершенствуйтесь и не ударяйтесь в графоманию. Старайтесь писать ежедневно, пусть понемногу. На первых порах не терзайте рядовых слушателей своим рифмоплетством. Больше читайте и одухотворяйтесь, дабы слог не скудел на смыслы. Ну, и конечно, участвуйте в конкурсах не ради победы», — подытожил он.