«Молодежь к нам не приходит»: Что тревожит руководителя фирмы по вывозу мусора в Кокшетау

В Кокшетау удалось предотвратить мусорный коллапс, грозивший осенью этого года. ТОО «Кокше Тазалык», предупреждавшее об остановке сбора отходов по всему городу, продолжает работать в штатном режиме. Но это не означает, что проблема вывоза твердых бытовых отходов решена. В городе все так же нет соответствующего нормам полигона, что серьезно усложняет работу коммунальных предприятий. Что о ситуации думают градоначальник и руководитель «Кокше Тазалык» – в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Карлыги Мухатаевой. 

«Молодежь к нам не приходит»: Что тревожит руководителя фирмы по вывозу мусора в Кокшетау
Фото автора

С 2017 года единственное на тот момент предприятие, занимавшееся вывозом мусора – ГКП на ПХВ «Кокше Тазалык», перешло в конкурентную среду, став частной компанией. С тех пор в городе в разные периоды работало от 3 до 6 организаций. Однако большая их часть покинула рынок из-за убытков. Сейчас договоры на вывоз отходов из жилого сектора заключают только ТОО «Кокше Тазалык» и «EcoGroup 2020». Последняя фирма обслуживает лишь население микрорайона Сарыарка, села Красный Яр и поселка Чайкино. А это значит, что основная нагрузка по-прежнему приходится на «Кокше Тазалык».

Аким города Бауржан Гайса на встрече с журналистами в РСК сетовал, что в Кокшетау действительно нет компаний, желающих заниматься вывозом мусора, хотя городские власти готовы рассмотреть любые предложения. Он признал, что жалобы от населения продолжаются и мог бы наказать или даже выгнать действующие предприятия с рынка, но заменить  тот же «Кокше Тазалык» или составить ему конкуренцию некому. А все потому, что тариф на вывоз мусора, принятый еще 9 лет назад, настолько низок, что ни одна другая компания не готова работать в убыток.

«Вот есть компания «Clean City NC», которая зашла на Бурабайский район. Я с ними говорил, звал к нам. Они посмотрели наш тариф (151 тенге)  и сказали, что за эти деньги ни одна компания работать не будет, потому что это изначально убыточно. Они говорят, что реальная цена должна быть 1000 тенге, а справедливая, за которую они готовы работать, – 600 тенге. Это в четыре раза дороже, чем мы платим сегодня. Поэтому, если у нас тариф будет 600 тенге, эти компании будут держаться за работу и выполнять ее качественно», – заявил градоначальник.  

Новый полигон или завод по переработке?

Усугубляет ситуацию с мусором то, что сейчас оба имеющихся в городе полигона считаются закрытыми, но так как альтернативы нет, компании продолжают сгружать отходы на старых участках. За это их неоднократно штрафовали экологи. Старый полигон по Омской трассе был закрыт в связи с тем, что он находится слишком близко к действующему аэропорту. А открытый после этого новый полигон за селом Красный Яр также не соответствует нормам, жители близлежащего к нему поселка Элита против такого мусорного соседства.

Для решения вопроса местными властями был организован круглый стол с участием депутатов гормаслихата, природоохранной прокуратуры, полиции, департамента экологии, управления природопользования и коммунальных предприятий. По его итогам принято решение разработать «Дорожную карту» по вывозу мусора и строительству нового полигона ТБО, изучить вопрос создания временной площадки для хранения отходов, рассмотреть возможность увеличения тарифа за вывоз мусора.

«Сейчас ведутся переговоры с инвесторами по поводу строительства в Кокшетау завода по переработке ТБО. Осталось выделить земельный участок. Параллельно управление природных ресурсов разрабатывает технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию для нового полигона, отвечающего всем требованиям Экологического кодекса», – отметил аким города.

Градоначальник заверил: власти не допустят в Кокшетау мусорного коллапса. К примеру, уже создано совместное с Южной Кореей предприятие – ТОО «Кокшетау ТБО», которое будет заниматься вопросами строительства мусороперерабатывающего завода. Если землю под строительство удастся получить в ближайшее время, то завод заработает осенью следующего года. Что касается нового полигона. На разработку необходимой документации понадобится более года, а строительство может занять не менее двух лет. Тем не менее акимат намерен довести до конца и этот крупномасштабный проект, стоимость которого около 9-10 млрд тенге.

Между тем попытка сортировать и перерабатывать мусор в городе уже была. Несколько лет назад рядом с полигоном в поселке Элита даже соорудили большой ангар, в котором установили специальный пресс-подборщик. Но, увы, проект ТОО «ЭКО-DUMP» оказался явно сырым, и о нем сегодня уже не вспоминают... 

Директор ТОО «Кокше Тазалык» и по совместительству депутат городского маслихата Олег Топорков отмечает, что проблемы с полигоном возле Красного Яра начались еще в 2019 году. На опасное соседство с ТБО массово жаловались жители поселка Элита.

«В 2020 году мы писали письма во все инстанции, что полигон скоро закроется, но никаких решений принято не было. В итоге с 1 января 2021 года предприятие стало вывозить мусор на старый полигон по Омской трассе. Недавно там прошла экологическая проверка, по результатам которой было вынесено предписание. Мы обжаловали его, подали в суд, но в суде наше обращение не удовлетворили и вынесли решение о прекращении вывоза твердых бытовых отходов», – поделился Топорков.

Тариф не покрывает расходов

Депутат не скрывает, что   действующий в течение 9 лет тариф не покрывает прямые затраты и налоговые платежи, не говоря уже об обновлении контейнеров и автопарка. Добавляет проблем и задолженность населения, которая на сегодняшний день составляет около 62 млн тенге (по физическим лицам – 44,7 млн, юридическим –17,2 млн).  При таких долгах приходится ужиматься по всем фронтам, чтобы оставаться на плаву.

По словам руководителя, ТОО «Кокше Тазалык» ежемесячно производит начисление на физических и юрлиц в сумме 24 398,4 тыс тенге. При этом только основные затраты по предприятию составляют более 33 млн: зарплата, налоги, расходы на ГСМ и автозапчасти, средства на захоронение отходов. А еще есть дебиторская задолженность.

В настоящее время в ТОО имеется 94 единицы дорожно-эксплуатационной, коммунальной, специальной и другой техники. В целом, по словам Топоркова, для решения задач по принятым обязательствам мощностей достаточно, единственное, ощущается нехватка мусоровывозящей техники.

Как и во всех коммунальных предприятиях, остро стоит вопрос с кадрами. На сегодняшний день в компании трудится 187 работников. 

«Мы пытаемся сохранить сложившийся коллектив, молодежь практически не приходит, хотя периодически во всех информационных источниках публикуется наше объявление по трудоустройству. Основная причина нежелания работать у нас – непрестижность основной сферы деятельности организации. Помощь оказывает акимат города – ежегодно через центр занятости направляются разнорабочие», – говорит руководитель компании. 

Читайте также: В маслихате Семея намерены решить мусорный коллапс, подняв тарифы почти в 3 раза

Поскольку предприятие давно уже частное, оно занимается не только вывозом мусора, а работает по нескольким направлениям. Одно из них – санитарная очистка улиц областного центра (около две трети части города). Открытый конкурс по госзакупкам ТОО  выиграло в 2020 году сроком на три года. Также компания участвует в конкурсах государственных закупок работ и услуг, проводимых госорганами и организациями по благоустройству, озеленению, вывозу мусора. Вывоз твердых бытовых отходов у населения осуществляется по публичным договорам, государство данный вид деятельности не финансирует, сообщили в компании.

«Государством финансируется только санитарная очистка улиц и площадей города – это определенный перечень видов работ, который определен конкурсной документацией и за который мы получаем оплату только по факту выполненных работ. Мнение наших горожан, что вывоз ТБО тоже финансируется государством, ошибочно. Данные услуги предоставляются на основании гражданско-правовых отношений с каждым владельцем жилья. При этом тариф, который сегодня действует, был разработан в 2012 году и составляет всего 151 тенге для благоустроенного сектора и 169 тенге – для частных домовладений», – уточнил Олег Топорков.

Бестарный метод приживается с трудом

Что касается частного сектора, который, как правило, не спешит платить по счетам, но продолжает жаловаться, то здесь ТОО «Кокше Тазалык» пытается внедрить новый бестарный метод сбора ТБО.  В качестве положительного примера депутат приводит микрорайон Бирлик, где уже пару лет жильцы складируют бытовой мусор в мешки и ставят их на обочине дороги, раз в несколько дней коммунальное предприятие забирает мусор. Такой же метод компания пытается внедрить в поселке Застанционном, издавна именуемом в народе Шанхай. Но пока положительного отклика от населения данного микрорайона нет.  

«Ситуация с вывозом ТБО в поселке Застанционном до настоящего времени остается сложной. Передовой метод, который успешно применяется в микрорайоне Бирлик, внедрить здесь нам не удалось – владельцы домовладений отказываются заключать индивидуальные договоры. После всех встреч с населением и разъяснением политики компании, где мы сказали о готовности работать при условии заключения не менее 70% договоров с жителями данного района, было заключено всего лишь 168 договоров из 1358 абонентов. В ноябре текущего года мной был инициирован вопрос привлечения другой компании, которая производила бы вывоз ТБО в Шанхае. На встрече с инициативной группой были предоставлены контакты руководителя, однако воз и ныне там», – констатирует руководитель ТОО.

При этом, по его словам, местные жители, не желая нести затраты, продолжают вывозить мусор просто на улицу, в неустановленные для этого места. А потом на различных интернет-ресурсах публикуют фото с горами мусора вдоль дорог, вокруг самого поселка, выражая недовольство в адрес местных исполнительных органов и ТОО «Кокше Тазалык». 
К слову, задолженность населения  поселка Застанционного за вывоз ТБО составляет около 4 млн тенге. 

Контейнеры просят замены

Требуют ремонта, а кое-где и замены мусорные баки и контейнерные площадки. 

«В настоящее время подавляющая часть контейнерных площадок находится на землях города, соответственно, и принадлежит местным исполнительным органам. Остальная часть – это в основном площадки возле многоэтажных домов, которые были построены частными застройщиками и принадлежат им или управляющим компаниям, которым дома переданы», – уточняет директор ТОО «Кокше Тазалык». 

С начала этого года отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кокшетау проводятся работы по изготовлению правоустанавливающих документов на земельные участки под контейнерные площадки. После их соответствующего оформления акиматом планируются их восстановление и приведение в надлежащее состояние.
И эту работу, по мнению Топоркова, необходимо ускорять, поскольку город растет и застраивается семимильными шагами. Количество многоэтажек растет, соответственно, и объемы ТБО, которые необходимо где-то складировать и утилизировать.

Серьезной проблемой остаются и районы частного сектора, не охваченные централизованным вывозом мусора. Среди них территория за коррекционной школой, район старого мясокомбината, жилые массивы по Красноярской трассе и вдоль объездной Костанайской трассы. Все эти районы появились в городе относительно недавно и продолжают активно расти. 

Жители не заключают договоры на вывоз мусора, поэтому там не установлены контейнеры и не налажен бестарный вывоз. Население новых массивов выкидывает мусор в других районах города или по ходу движения на личном авто. В итоге значительно увеличилась нагрузка на контейнеры, расположенные в городе. Кроме того, образуется огромное количество мелких стихийных свалок, которые впоследствии устраняются за счет бюджетных средств.

Обоюдные жалобы

Тем временем в соцсетях кокшетауцы регулярно жалуются на слабую работу фирм, занимающихся вывозом мусора. Среди наиболее часто встречающихся жалоб – контейнерные площадки переполнены, твердо-бытовые отходы не вывозятся неделями. А коммунальщики в свою очередь обвиняют жителей, которые нарушают правила сортировки отходов и устраивают стихийные свалки.

«В контейнеры можно выкидывать только определенный вид мусора. Нельзя выбрасывать строительные материалы, старую мебель и технику. Из-за этого у нас часто ломается техника. Чтобы избавиться от крупногабаритных отходов, жители должны нанимать частный транспорт, грузчиков, которые и вывезут мусор после ремонта или переезда», – говорят в  ТОО «Кокше Тазалык».

Чтобы разрядить обстановку, в акимате города решили оборудовать дома рядом с контейнерными площадками видеокамерами. Всевидящее око позволит вести наблюдение не только за нарушениями, связанными с мусором, но и в целом следить за безопасностью во дворах и сохранностью детских и спортивных площадок. Новый проект, который планируется реализовать совместно с АО «Казахтелеком», подразумевает установку 30 камер возле многоэтажек и в частном секторе.

Подводя итоги этого непростого для предприятия года, директор ТОО «Кокше Тазалык» отмечает, что, несмотря на многочисленные проблемы, скандалы и критику в свой адрес, в условиях пандемии коронавируса фирма проработала стабильно, своевременно мобилизовала своих работников для вакцинации, чем минимизировала последствия от заболевания. Проблем, безусловно, еще очень много. Но при положительном решении озвученных ранее задач и реализации намеченных МИО планов, по мнению Топоркова, ситуацию удастся стабилизировать. 

«В будущем году желаю нашему предприятию устойчивого развития, побед при проведении конкурсов государственных закупок и, самое главное, здоровья всем работникам «Кокше Тазалык» и жителям нашего любимого города», – на оптимистичной ноте резюмировал депутат гормаслихата Олег Топорков.

Фото автора 

Loading...

26 января, среда