четверг, 18 апреля 2024 г.
icon
448.89
icon
477.93
icon
4.76
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

В ожидании статуса кандасов и пособий живут в Кокшетау переселенцы из Афганистана

Что заставило бросить насиженные места и с какими надеждами этнические казахи приехали на историческую родину, узнала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Карлыга Мухатаева. Беженцы из Афганистана с сентября минувшего года живут в Кокшетау и мечтают скорее воссоединиться с родными. Для этого им необходимо получить вид на жительство и статус кандасов.

Фото из личного архива Хасана Дермана
Фото из личного архива Хасана Дермана
Поддержали соотечественники

В сентябре 2021-го в Акмолинскую область прибыли четыре семьи этнических казахов из Афганистана. 35 человек, эвакуированных в период жесткой эскалации конфликта в Афганистане, распределили по нескольким регионам области. Две семьи обосновались в Кокшетау, еще две — в Атбасаре и Бурабае.

Статус кандасов они пока еще не получили, буквально недавно сдали документы через ЦОН в миграционную службу. Как рассказали в управлении координации занятости и социальных программ Акмолинской области, к сожалению, пока они не имеют прав ни на какие выплаты от государства. Как только будут оформлены все необходимые документы, можно будет говорить о положенных по статусу пособиях.

Как пояснили в ведомстве, кандасам с официальным статусом в рамках закона предусмотрено единовременное пособие на каждого члена семьи по 70 МРП (более 200 тыс тенге), также в течение года они будут получать ежемесячно на погашение аренды жилья и коммунальных услуг от 15 до 30 МРП. А пока что их полностью поддерживают местные акиматы и спонсоры в лице предприятий.

В Кокшетау членов семей Дерман и Озбаки взяло на поруки ТОО «Новопэк». Соотечественникам из Афганистана здесь предоставлены комфортные комнаты-студии в новом общежитии, полностью оборудованные мебелью, домашней техникой и утварью.

На первых порах оказали помощь одеждой и продуктами питания. Все взрослые члены семьи обеспечены постоянными рабочими местами в цехах предприятия.
Дети школьного возраста обучаются в СШ №18, их обеспечили школьной формой, канцелярскими товарами, обувью через фонд всеобуча.

Беженцы из Афганистана очень признательны местным властям и руководству компании за радушие и гостеприимство, моральную и материальную поддержку. Напуганные военными действиями в Афганистане, они сейчас наслаждаются спокойной жизнью.

Огорчает лишь то, что долго решается вопрос с документированием, а также языковой барьер, с которым они столкнулись на исторической родине. В Афганистане и Иране они жили среди узбеков, таджиков и, к сожалению, не имели возможности говорить на казахском языке. Кроме этого, им приходится осваивать и русский язык.

Семья Дерман

30-летний Мухаммад Хассан Дерман — один из немногих среди переселенцев, кто в совершенстве знает родной казахский. Как выяснилось, мужчина получил хорошее образование и знает еще несколько языков: английский, турецкий, узбекский, фарси (персидский) и разговорный урду (пакистанский).

В Кокшетау он приехал с младшей сестрой Мадиной и 16-летним Ахматом Заки. Еще один брат Хасана, Махаммад Хусаин, приехал в Казахстан несколько лет назад, получил образование в Атырау, а после получения гражданства живет и работает в Алматы. 

По словам Хасана, его родители всегда мечтали вернуться в Казахстан. Отец Хасана и все его семеро детей появились на свет в Афганистане, куда их предки перебрались в сложные послереволюционные годы.

«Мой дед Нугман и его братья жили в Кызылординской области. В 1925 году, когда нависла угроза жизни, старший брат вывез троих младших братьев в Афганистан, а сам вернулся в родные края. С тех пор они не виделись. Нугману тога было всего 16. Было трудно, но они выжили на чужбине, пустили корни. А потомки его старшего брата ныне живут на территории Карагандинской области, в Шымкенте и Алматы», — рассказывает Хасан.

Недавно он навестил своих родственников в Карагандинской области.

В Афганистане семья Дерман жила в провинции Тахар, на границе с Таджикистаном. Казахи там занимались земледелием, сеяли пшеницу, рис и другие культуры. Но многие из них в 90-е и начале 2000-х годов вернулись на историческую родину. Сейчас в тех провинциях осталось мало казахских семей. Отец Хасана был учителем, умер в Афганистане в 2008 году, так и не успев осуществить мечту своих предков.

Хасан, как и его братья, окончил 12-летнюю школу, затем университет в Джалал-Абаде по специальности «информационные системы», изучал языки, в том числе турецкий. Год учился в Турции, где у них также есть родственники. По словам Хасана, и в Турции казахские семьи живут компактно и дружно, постоянно поддерживая друг друга, занимаются бизнесом.

В Афганистане осталась старшая сестра Хасана (она замужем, двое детей), а также его молодая супруга Сония. Их документы не были готовы, поэтому они не смогли выехать вместе с родными. А теперь с приходом к власти талибов в Афганистане стало еще сложнее получить паспорт. Связь с женой Хасан поддерживает через WhatsApp и с нетерпением ждет получения вида на жительство, чтобы она могла приехать в Казахстан.

Мадина Дерман училась на четвертом курсе университета на теолога-исламоведа, когда талибы закрыли вуз и запретили девушкам посещать занятия.

«Летом прошлого года ситуация в Афганистане усугубилась, религиозные фанатики, пришедшие к власти, повсюду ввели свои правила. Особенно тяжело стало женщинам: им запретили не только учиться и работать, но и выходить на улицу. К тому же в стране после вооруженных конфликтов усилился экономический кризис, доходы населения сильно упали, элементарно не хватает продовольствия. Поэтому нам, как и тысячам других семей, пришлось все бросить и уехать. Мы очень переживаем за своих родных, хотим, чтобы они поскорее приехали сюда», — продолжает Хасан.

Сейчас Мадина и Ахмат Заки посещают бесплатные языковые курсы при университете им. Ш. Уалиханова, где изучают казахский и русский. Их старшая сестра, что осталась в Афганистане, имеет высшее образование и работает в школе учителем. Мечтает получить диплом и Мадина. Ахмат Заки — боксер, занимается в секции ДЮСШ и уже даже является призером и победителем республиканских соревнований.

Хасан какое-то время преподавал английский в частном обучающем центре, но хроническое заболевание горла не позволило продолжить эту деятельность. Сейчас он трудится ткачом в «Новопэке».

«Мы не жалеем, что приехали в Кокшетау, очень благодарны казахстанской стороне за радушный прием. Если получим документы, думаю, нам будет легче. Здесь много работы, люди добрые, милосердные, помогают чем могут, плохих людей я не встречал», — говорит мужчина.

Семья Озбаки

21-летний Мухаммад Рыза Озбаки — средний сын ШерАли Озбаки. Как и его родители и братья, он уже несколько месяцев работает в ТОО «Новопэк».

Предки парня в 20-е годы прошлого столетия сначала откочевали в Афганистан, где появились на свет его отец и мать. Но поскольку Афганистан всегда был очагом вооруженных конфликтов, семья решила перебраться в более безопасное место — Иран, где выросли все семеро детей Озбаки. При этом гражданство они сохранили афганское и вернулись туда как раз перед захватом власти талибами. А когда Казахстан дал возможность кандасам приехать на историческую родину, они поспешили воспользоваться шансом.

«Мой отец говорил, что наш дед, который умер в Афганистане, всю жизнь мечтал об этом. Ведь многие наши родственники перебрались сюда еще в 90-е», — говорит Мухаммад Рыза.

Его семья жила на юге Ирана, в городе Ширазе, среди узбеков и таджиков, поэтому ему легче изъясняться на узбекском и фарси. По словам парня, большая диаспора казахов проживает на севере Ирана, в городе Горгане. Оттуда десятки семей приехали в Актау, Атырау и Петропавловск.

«Мы уже привыкли к кокшетауским условиям, есть, конечно, свои сложности, особенно связанные с языковым барьером. В Кокшетау, оказывается, все говорят по-русски, не как в Алматинской области, Туркестане или других южных регионах. Поэтому приходится наряду с казахским изучать и русский язык», — продолжает Мухаммад Рыза.

Его младший брат Муртаза учится в десятом классе и уверяет, что в школе их встретили радушно и оказывают всяческую поддержку. Недавно родители ребят побывали в Туркестане, где проживают их родственники, которые переехали сюда три года назад.

Всего, по данным управления координации занятости и социальных программ, за 30 лет независимости в Акмолинскую область на постоянное жительство прибыло 8983 семей кандасов, это 40 126 человек. В 2021 году в регион перебралось 89 семей, в составе которых 157 человек.

Фото Карлыги Мухатаевой и из личного архива Хасана Дермана

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 1
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 20