Мошенники становятся все изобретательнее — навязчивые звонки, убедительные аргументы, а в итоге долги и полное разочарование. Как нарушаются права казахстанцев и реально ли приструнить злоумышленников, собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко рассказала президент общества по защите прав потребителей Алматы «Адал» Артык Сейткалиева.
На данный момент в Казахстане разрабатывается новый закон о защите прав потребителей. Артык Сейткалиева сомневается в целесообразности создания нового закона. По ее мнению, проще убрать те пункты, с которыми общественность не согласна.
К примеру, изменить пункт, по которому торговые предприятия не отвечают за действия арендаторов и не предоставляют никакие данные о них потребителям или организациям по защите их прав.
«Мы просим, чтобы их обязали это делать. В противном случае получается, что, если предприниматель не выдал чек или деньги были перечислены на указанную карту с непонятными данными, предъявлять впоследствии претензии практически некому. Сегодня, если мы обращаемся в налоговую службу и другие госорганы с запросом, нам такую информацию о предпринимателе не могут предоставить, ссылаясь на то, что это тайна. Этот момент тоже должен быть учтен в новом законе», — отмечает президент общества «Адал».
По ее мнению, в обязательном порядке в закон «О защите прав потребителей» необходимо включить финансовые, страховые, банковские услуги, так как потребители в этих сферах останутся незащищенными, как это, собственно, и происходит в настоящее время.
А пока закон в разработке, Артык Сейткалиева дала рекомендации по следующим актуальным вопросам, с которыми зачастую сталкиваются обманутые казахстанцы:
Самая главная ошибка потребителя в том, что, когда заключается договор на десятки тысяч, иногда на миллионы тенге, он часто подписывает не читая. При оплате товара или услуги обязательно требуйте фискальный чек. И важно, чтобы он совпадал с тем же договором, который вы подписываете с данной организацией. Сейчас стало популярным перечислять деньги не только на личную карту продавцу, но на стороннего человека. В случае обмана доказать что-либо практически невозможно. В случае, если вам продали некачественный товар или не оказали обещанную услугу, предъявлять претензии попросту будет некому.
Собираясь совершить покупку или получить какие-либо услуги, нельзя терять бдительность. Бывает, что показывают один товар, а упаковывают другой, да еще и с механическим повреждением. По закону РК «О защите прав потребителей» такой товар вернуть практически невозможно. Сложно доказать, на каком этапе это произошло — до передачи товара продавцом потребителю либо после. То же касается и интернет-покупок. В обязательном порядке при получении посылки в присутствии курьера рекомендуется открыть упаковку и проверить, тот ли товар был доставлен, его качество и приложенные документы.
Сомнительный подарок
У нас был случай со студенткой. Знакомая, которая вместе с ней подрабатывала официанткой в ресторане, предложила девушке внести деньги в довольно известную компанию, которая работает по принципу финансовой пирамиды. Так как денег у студентки не было, ей предложили оформить потребительский онлайн-кредит на два iPhone, а затем продать их для будущей инвестиции. В итоге она взяла кредит на 1 млн, а продала телефоны за 800 тыс тенге. Продавец сотовых телефонов при этом перечислил эти деньги подруге, которая ее и привела.
Теперь вернуть свои средства студентка сможет только если сама приведет в компанию нового клиента. Но пока нет новых обманутых инвесторов, девушка вынуждена ежемесячно оплачивать за взятый для «чужого дяди» кредит 50 тыс тенге.
У меня возникает вопрос: почему человеку, у которого нет никакого дохода, был выдан кредит онлайн? Ведь банк, который дорожит своей репутацией, должен делать это только проверив платежеспособность клиента и при условии, что оставшийся прожиточный минимум позволяет ему дальнейшее жизненное существование.
Я считаю, что при ситуации, когда участились подобные мошеннические схемы, банкам надо запретить онлайн-кредитование либо полностью пересмотреть эту процедуру для безопасности клиентов и учитывать их платежеспособность и возраст.
Другой случай. Обратился мужчина, мама которого продала свой дом. После того как этот произошло, к ней обратилась «таймшеровская» организация, которая сообщила радостную новость — женщина выиграла какой-то тур. Она долгое время не реагировала на подобное предложение, но под давлением представителей организации все же сдалась и пришла к «благодетелям».
Суть подарка заключалась в том, что клиентке предоставлялась возможность в течение нескольких лет выезжать на отдых за рубеж. На недостающую сумму женщине предложили оформить онлайн-кредит. У нее в телефоне было установлено банковское приложение, чем и воспользовались мошенники — они сняли с карты пенсионерки кругленькую сумму.
Так как потребитель живет не в Алматы, для решения этого вопроса я посоветовала ей обратиться в государственные органы по месту жительства, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты нарушенных прав и законных интересов.
Потребителю будет легче помочь, если эта организация не успела совершить банковские операции, и по закону договор можно признать недействительным.
Такие компании работают на нашем рынке давно и с каждым разом набирают опыт по составлению договоров хитрым способом. По каждому пункту, который потребитель может признать недействительным, в нем имеется оговорка, которая иногда не позволяет ему это сделать.
К сожалению, люди подписывают договоры практически не задумываясь и веря на слово менеджерам, которые на словах могут пообещать горы, а в документе прописать совсем другое. Иногда могут подсунуть просто чистые листы бумаги. Такая доверчивость приводит к потере и денег, и нервов. Подобным образом нередко промышляют компании, которые занимаются косметическими, туристическими и медицинскими услугами.
Райский отдых на адских условиях
Этот рынок действует уже порядка 15 лет, и с каждым годом обман становится все более изощренным. Компании меняют свои названия, офисы, а методы их работы остаются прежними. Доказать правоту потребителя порой бывает очень сложно. И часто суд принимает сторону этих компаний, ссылаясь на то, что договор был подписан потребителем добровольно. Обращение к правоохранительным органам также не дает результатов. Полицейские тоже разводят руками и говорят: а что вы теперь хотите, если вы сами все подписали! В чем-то они, конечно, правы, но если в полицию обращался не один человек, то все же нужно ведь принимать какие-то меры.
Людям не дают возможности посоветоваться с кем-нибудь, позвонить, всячески их забалтывая. Кроме того, в такие компании приглашают граждан со своей второй половинкой. Параллельно один работник этой компании обрабатывает женщину, а другой — ее супруга. Кроме того, там же находятся поставные лица, которые подыгрывают им, нахваливая, какие классные услуги те предоставляют. Для расслабляющей обстановки включают музыку и подают напитки.
Согласитесь, что, даже если две из десяти приглашенных супружеских пар согласились на предлагаемый договор и заплатили по 2-3 млн тенге, получается неплохая прибыль. При этом туристические туры таких «таймшеровских» компаний могут оказаться гораздо дороже, чем если бы человек приобрел путевку в обычном турагентстве и в то время, когда ему удобно. Ведь в туры таких компаний чаще всего входит только проживание, а за перелет и питание придется платить дополнительно, но об этом при разговоре умалчивается.
Если вам звонят и сообщают, что вы выиграли некий гарантированный приз, за которым нужно обязательно прийти, — это уловка. Вы выиграете тысячу, а можете потерять миллионы. Как только вы приняли это приглашение, считайте, попали, даже если вы идете с твердой уверенностью, что ничего подписывать не будете. При этом мошенники могут использовать систему нейролингвистического программирования, которому порой трудно противостоять даже опытным юристам. Даже если у человека нет с собой денег, предлагается взять кредит онлайн. Поэтому мы постоянно твердим потребителям: бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
Поэтому еще раз убедительно просим: прежде чем что-то подписывать, возьмите этот договор и приложение домой, внимательно изучите каждую страницу. И подписывайте именно тот документ, который вы читали!
Нередко мы помогаем потребителям расторгнуть навязанный договор и получить оплаченные деньги. Но бывает, что выигрываем дела в первой инстанции в районном суде, а в городском нам отказывают. Конечно, не надо опускать руки, в любом случае, если есть хоть какой-то шанс, надо идти до конца, правда, это не так быстро, судебные разбирательства могут длиться и по полгода, а то и год…
Президент общества по защите прав потребителей Алматы «Адал» Артык Жумагуловна с сожалением отметила, что в Казахстане становится все меньше организаций, которые защищают права потребителей.
«Многие общественные организации по защите прав потребителей, которые работали ранее, полностью самоликвидировались. Это факт. Причина в том, что всем НПО в этой сфере стало сложнее работать, потому что они финансово неустойчивы, находятся полностью на самофинансировании и государство им никак не помогает. Я работаю исключительно по альтруистическим соображениям», — добавила она.
Специалист опасается, что если ситуация не изменится и госорганы не прислушаются к мнениям общественников, положение еще больше ухудшится в связи с принятием нового закона и других факторов. Многие НПО, защищающие права потребителей, окажутся в затруднительном положении.
Кроме того, сейчас действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Поэтому, имея конкретную жалобу потребителя на ненадлежащее качество товара, работы или услуги, порой сложно чего-то добиться.
В небольших магазинах предприниматели по-прежнему не выдают фискальные чеки. И, когда люди обращаются в государственный орган, им отказывают в проверке предпринимателей, ссылаясь на данный мораторий, который продлится до 2023 года. Все это явно на руку недобросовестным предпринимателям.