В современном мире каждый из нас окружен информацией: новости, соцсети с их пестрой лентой событий, реклама, которая настойчиво и зазывно сочится отовсюду. В таких условиях умение сохранить свое мнение, не поддаться на провокации и отличить правду от вымысла обретает особую ценность. Как в этом помогает критическое мышление и почему важно развивать его, мы поговорили с экспертом, региональным консультантом по медийно-информационной грамотности проекта MediaCAMP Internews в Казахстане Гульнар Асанбаевой, передает ИА «NewTimes.kz».
Критическое мышление — ваш якорь в океане информации
— Как человеку, который каждый день сталкивается с большим потоком информации в Сети, развить в себе навыки критического мышления? Под силу ли это каждому?
— Обучение медиаграмотности прочно связано с ростом информационно-коммуникационных технологий и вот уже больше полувека занимает достойное место в системе образования и вне его. Основа медиаграмотности — критическое мышление. Оно развивает навыки медиаграмотности, акцентируя внимание прежде всего на том, что во всех формах информации присутствует потенциальная необъективность из-за личных, экономических или политических интересов тех, кто ее создает. Это постоянное обновление знаний и компетенций по работе с информацией на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста и до глубокой старости.
— Какой он — медиаграмотный человек? Какие привычки должен иметь человек, чья реальная жизнь неизбежно пересекается с цифровым миром?
— Медиаграмотный человек обычно не следует слепо повестке дня, навязанной со стороны медиа, государства, политических партий или других заинтересованных групп. Он управляет получаемой информацией, разбирается в различных типах медиа, старается узнать, кому они принадлежат, умеет правильно искать и находить полезную для себя информацию, не теряясь в информационном шуме.
Медийно-информационная грамотность (МИГ) помогает человеку критически анализировать содержание любой информации, понимать, какие точки зрения в ней выражены, и выстраивать свое поведение в обществе, активно используя сами медиа. Медийно-информационная грамотность, основой которой является критическое мышление, позволяет нам искать оптимальные варианты решения жизненно важных проблем, анализировать информацию, делать выводы и формировать собственное мнение.
Согласно ЮНЕСКО — основной международной организации, продвигающей медиаграмотность, МИГ — это диалог о прозрачности и этичности органов государственного управления, неправительственных организаций, СМИ, коммерческих структур и организаций, цифровых коммуникационных платформ.
Медиаграмотность нужно тренировать
В нашей стране продвижением медиаграмотности занимаются в основном гражданское общество, НПО и представительства различных некоммерческих международных организаций. Первая учебная программа по обучению медиаграмотности в средней школе, в разработке которой мы принимали участие, была утверждена в сентябре 2022 года. Однако признание медиаграмотности основной компетенцией 21 века требует постоянного обучения всех групп населения. Поэтому каждый взрослый человек должен не стесняться самостоятельно изучать то, чего он не знает, — свои права на информацию, на свободу убеждений и их свободное выражение.
Представительство Internews в Казахстане с 2018 года реализует проект MediaCAMP (Центральноазиатская медиапрограмма), одно из направлений которого — продвижение медиаграмотности среди всех слоев населения в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Мы расскажем о том, что делается в нашей стране. Мы начали работу с подготовки учебных пособий, адаптированных к национально-политическим и культурным контекстам, работали с такими провайдерами информации, как профессиональные медиа, гражданские журналисты, библиотекари. Решающую роль сыграл прежде всего эдьютон — инновационный семинар, участники которого подают заявки на проекты по МИГ и в ходе открытого конкурса защищают их перед международным жюри.
Лучшими проектами за прошлые годы были фестивали по МИГ в 13 областях Казахстана, тренинги для людей «золотого возраста», гражданских активистов, национальная олимпиада по медиаграмотности, дебаты на казахском, русском и английском языках. Наши опытные и креативные руководители региональных домов медийно-информационной и цифровой грамотности в Костанае, Караганде и Павлодаре, находясь лицом к лицу со своей аудиторией, проводят тренинги по МИГ для журналистов, преподавателей вузов, школ, студентов, школьников, гражданских активистов, библиотекарей, людей с ограниченными возможностями и пенсионеров.
Мы активно развиваем игровые методы обучения. Зарубежные коллеги из Сербии и Молдовы адаптировали электронную игру «Медиаджунгли», созданную нашим постоянным партнером Татьяной Голубцовой.
Новые способы медиапросвещения
Стоит отметить, что ни количество потребляемой информации, ни виртуозное владение современными девайсами не делают человека автоматически медиаграмотным. Также иметь хорошо подготовленных коучей, тренеров и преподавателей – только половина задачи медиапросвещения. А потому сегодня актуальны как формальные, так и неформальные и информальные методы обучения медийно-информационной грамотности.
Большой популярностью пользуется продвижение медиаграмотности через искусство, проекты по созданию иммерсивных спектаклей, вайнов, мюзиклов, силами народного театры юмора и сатиры в Таджикистане, мюзиклов в Казахстане и Узбекистане. На сайте нашего издания «Новый репортер» все материалы представлены в открытом доступе под рубрикой «Медиаграмотность» . Internews как некоммерческая организация в первую очередь заинтересована в сотрудничестве с государственными органами, например, с министерствами просвещения и образования Казахстана.
Искусственный интеллект: в чем польза и угроза?
— Каким важным навыкам, помимо всего перечисленного, учит медиаграмотность?
— Медиаграмотность нужна для повышения устойчивости общества против дезинформации. Рассмотрим вопрос в рамках стремительного роста медиаконтента, созданного искусственным интеллектом (ИИ). К сожалению, в практике продвижения МИГ в постсоветских странах, особенно Центральной Азии, каких-либо исследований, связанных с ролью ИИ в развитии медийной и информационной грамотности, пока нет. Не вдаваясь в подробности таких популярных генеративных медиа, как Сhat GPT, созданных ИИ, и на основе собственного опыта его использования отмечу: то, что выдает Сhat GPT, — это не ответы на вопросы в человеческом смысле этого слова. ИИ, скорее, рассчитывает вероятность правильности нескольких возможных ответов на основе автоматизированного анализа имеющейся базы данных.
Нужно иметь в виду, что, во-первых, технологии ИИ разрабатываются и продвигаются транснациональными компаниями, большинство из которых работает в частном секторе, вследствие чего общественное благо не является их главным приоритетом, во-вторых, ИИ не привязан к какому-либо физическому местоположению. Это создает проблемы для регулирования технологий ИИ на национальном и международном уровнях.
Технологиям ИИ внутренне присуща предвзятость, обусловленная данными, используемыми в ходе их обучения, и решениями, которые принимаются в процессе обучения с применением этих данных. Социальные и культурные последствия ИИ-технологий тоже требуют глубокого анализа. Благодаря ИИ пропаганда, как одно из орудий информационной войны, расширила свои возможности. Легкость фальсификации голосов, изображений и новостей, а также простота донесения сфабрикованной информации до целевой аудитории создает новые угрозы, связанные с социальной инженерией и (недобросовестным) воздействием на общественное мнение. По сути, ИИ помогает убедительно лгать и создавать более совершенные подделки. Вытекающая из этого угроза подрыва доверия к информации повышает вероятность неверной оценки намерений предполагаемого оппонента как в тактическом, так и в стратегическом плане.
В самом обществе все чаще начинают осознавать эту проблему и необходимость ее решения с участием многих заинтересованных сторон, включая гражданское общество и органы государственного регулирования. На наш взгляд, действенным путем решения могло бы стать расширение тем курсов по МИГ, которые необходимо дополнить модулями по грамотности в искусственном интеллекте, и алгоритмической грамотности.
На брейнсторминге и первом тренинге для журналистов Казахстана по использованию инструментов ИИ в журналистике, проведенном Internews в апреле, участники поделились, какие функции при создании контента они делегируют ИИ. Это обработка большого объема практических данных, поиск и отбор нужных данных, обобщение результатов и их ясное изложение. ИИ уже выполняет относительно простые задания по написанию материалов в фиксированном формате — обзоры рынка и отчеты о результатах спортивных соревнований. Это применение имеет еще один аспект: оно может позволить высвободить журналистов для выполнения более сложных задач, связанных с интерпретацией, анализом, проверкой и представлением новостей.
Алгоритмы и компьютерный код, на который они опираются, часто считаются нейтральными, но на самом деле они пропитаны повесткой дня, предубеждениями и уязвимостями программиста. Вузовским преподавателям медиаграмотности Казахстана настало время освоить самим и научить студентов исследовать алгоритмы социальных сетей, чтобы понять, как они работают.
Мы провели серию тренингов в апреле–мае, где обучили основам грамотности в ИИ 80 преподавателей вузов из всех регионов Казахстана. Хотя знаем, что, например, в Малайзии алгоритмической грамотности учат уже в начальных классах.
Фактчекинг: где зерно, а где шелуха?
— Посоветуйте, как не стать жертвой манипуляций и фейковых сообщений, которые особенно любят мошенники как путь к легкой наживе.
— Прежде всего научиться верифицировать любую информацию, искать достоверные источники, проверять фотографии, видео и определять экспертность комментаторов новостей. О способах и инструментах фактчекинга мы рассказываем в наших учебных пособия по МИГ для средней школы и преподавателей вузов на казахском и русском языках, обучаем на всех тренингах и семинарах.
На нашем сайте «Новый репортер» вы можете найти наши пособия. Потребляя новости, прежде всего научитесь отделять факты от мнений и помните: любые эмоционально окрашенные предложения противоречат стандартам профессиональной журналистики. Никогда не поздно отменить любое решение, если вы поняли, что приняли его под воздействием манипуляции.
Почему люди доверяют фейкам?
— Как вы считаете, почему люди верят фейкам, как бы пугающе или неубедительно они не звучали?
— Наверное, по той же причине, что абсолютное большинство из нас верит в гороскопы. Мы отлично знаем, что все они написаны в обтекаемой форме, но каждый находит в них что-то свое. Также в социальных сетях люди охотно делятся своими результатами прохождения различных тестов по типу личности, зная при этом об их бездоказательности.
Причина — когнитивные искажения, от которых может избавить только непрерывное развитие критического мышления. Еще одно объяснение когнитивных искажений — предпочтение относительности. Мы склонны верить информации, которая подтверждает наши убеждения и соответствующие ожидания. Противоречащие факты мы склонны игнорировать. Одним из главных вопросов, по которому можно судить о состоянии медиаграмотности, является вопрос о доверии к источникам информации.
Феномен доверия выступает как защитный механизм в коммуникациях человека с окружающим миром. Также его можно рассматривать как фактор стабилизации в обществе возрастающей неопределенности, или стратегию сокращения сложности восприятия происходящих событий. А недоверие, согласно нашим исследованиям, означает, что коммуникации между аудиторией и таким важным социальным институтом, как пресса, разрушены.
Отсутствие прямой коммуникации между прессой и ее аудиторией можно рассматривать в качестве одной из главных причин общего недоверия к источникам информации. В Казахстане третья часть респондентов не доверяет никаким источникам информации (исследование, 2023) Эта ситуация заслуживает более пристального внимания и обсуждения, потому что умение сомневаться в информации, готовность критически отнестись к любому медиасообщению характеризуют определенную зрелость социума, уровень медийной грамотности и критического мышления граждан.
И в то же время из всех потребляемых источников информации респонденты всех трех стран меньше всего доверяют социальным сетям, критикуя их за изобилие информационного мусора, рекламы, сетевую зависимость, анонимность и т. д. Я вижу в этой критике потенциальную основу для критического отношения к потребляемой информации.
В Казахстане, согласно нашим исследованиям этого года, только 30% респондентов могут определить, является ли информация, найденная в интернете, правильной и заслуживающей доверия. Только 42% процента опрошенных сказали, что, встречаясь с разным освещением политических событий в прессе, не предпринимают никаких действий. Мы очень мало знаем о психологических особенностях формирования потребности в МИГ. Наш партнер — победитель эдьютона-2023, ученый-филолог Бибарыс Сейтак провел в Астане SanaFest, где впервые молодые ученые говорили на казахском языке о необходимости большего внимания изучению психологических особенностей формирования потребности в МИГ и своем опыте в этом направлении.
Опасные ловушки для детей в интернете
Отдельная тема сегодня — это дети, которые часами проводят время в интернете. Как обезопасить их от вредной информации, фейков, пабликов, где пропагандируют суицидальные идеи? Идея защиты детей — устаревший подход. Полагаю, основам медиаграмотности надо учить, так же как письму и счету, с трехлетнего возраста. Медиаграмотность формируется в семье. Если сложились открытые, доверительные отношения между детьми и родителями, они всегда смогут вместе благополучно выйти из любой проблемной ситуации.
Родителям при этом также надо обучаться медиаграмотностии. Наиболее эффективный путь — вовлечение в МИГ одновременно представителей разных поколений. У нас есть примеры, например в Атырау, когда мы собирали на тренинг по МИГ родителей, бабушек и дедушек и детей из одной семьи. Однако будем реалистами: нельзя игнорировать кризис современной семьи и что наша страна, к сожалению, лидирует по суициду среди детей.
Вопрос об изучении медиаграмотности в начальной школе пока остается открытым в Казахстане. В нашей практике много проектов, направленных на развитие навыков МИГ среди детей дошкольного возраста. Есть созданные нашими партнерами аудиосказки, гифки и анимационные ролики. Недавно наши партнеры из Костанайской областной детско-юношеской библиотеки создали «Вредные лайфхаки»: отличное визуальное пособие в стихотворной форме о правилах поведения в Сети. Руководитель алматинского детского киноклуба Step Club Мария Абадиева провела конкурс комиксов по медиаграмотности.
Несмотря на то что медиаграмотность введена в программу средней школы, существует много нерешенных проблем. Например, в типовой учебной программе, которая называется «Глобальные компетенции», МИГ неожиданно утверждена под названием «Медиаграмотность и финансовая грамотность»! Из 35 предложенных тем 22 посвящены изучению финансовой грамотности. Нас очень беспокоит: как быть учителю, которому выпала участь вести этот предмет? Наши обращения в министерство просвещения о необходимости специальной подготовки учителей средней школы в области МИГ долгое время остаются без внимания.
Но мы нашли выход — составили договор с инноваторами образования — образовательным центром UstazPRO, и вот с 15 по 21 августа 30 учителей средних школ из всех регионов впервые прошли пятидневный тренинг по МИГ в Астане. Его особенностью является коллаборация профессиональных методистов UstazPRO и экспертов по МИГ, подготовленных в проектах MediaCAMP.
Государственная система образования, по справедливым замечаниям экспертов, участвовавших в качественном исследовании, еще не преодолела авторитарность в управлении. Без санкции сверху мы не можем провести ни одно мероприятие в средних школах, также как пользоваться учебниками по МИГ, не прошедшими утверждения в государственных центрах экспертизы. У нас еще очень много нерешенных вопросов.
Сотрудничество с правительственными органами нам нужно для приоритизации в наших странах медийной и информационной грамотности как одной из центральных тем глобальной повестки дня в образования 21 века. Более того, по примеру финского, лучшего зарубежного опыта мы составили свои предложения для формирования единой национальной стратегии продвижения МИГ.
Ведь не секрет, что сейчас наибольшая активность в этом направлении видна в наших странах только со стороны организаций гражданского сектора. Если задача развития медиаграмотности будет оставаться уделом только неправительственных организаций и гражданского сектора, мы не сможем кардинально продвинуться в повышении устойчивости общества перед дезинформацией, пропагандой и различными манипуляциями общественного мнения.