«Спасите Алматинский ипподром!» — с таким призывом к властьимущим обратились представители общественности, туристической отрасли, историки и конники Казахстана. Они просят президента Касым-Жомарта Токаева, министра культуры Аиду Балаеву и акима Алматы Ерболата Досаева вернуть исторический памятник архитектуры в государственную собственность, придав ему статус республиканского значения. Как случилось, что ипподром, который является не только важным элементом культурного наследия, но и символом Алматы, находится под угрозой сноса, выясняла собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
«В своем последнем выступлении президент Казахстана говорил о халатном потребительском отношении нашего общества к памятникам истории, — отметила на недавней пресс-конференции председатель ОО «Защитим Алматы», экоактивист, художник Салтанат Ташимова, — и мы с ним полностью согласны».
Салтанат вкратце ввела в курс конфликтной ситуации. Год назад предыдущий собственник Алматинского ипподрома в частной беседе с конниками сообщил о решении перенести ипподром за город, а на его месте построить жилищный комплекс. Тогда с помощью общественности, конников и при поддержке городского акимата вопрос был решен в пользу города. После этого ипподром был продан. Однако новый собственник, по словам конников, оказался не лучше предыдущего. Он не продлил договор аренды именно с теми, кто активно выступал за сохранность ипподрома. У них возник резонный вопрос: а не появится ли у нового собственника желание на месте ипподрома также воздвигнуть жилой комплекс?
«В настоящий момент ипподром — памятник архитектуры местного значения, — говорит экоактивист. — Но давайте будем честны: сколько памятников сначала вывели из реестра, а потом снесли? У алматинцев есть горький опыт вип-терминала аэропорта, когда этот памятник архитектуры разрушили, сделали новодел, прикрепив к нему детали, и объявили это сооружение памятником».
Ипподром — уникальное и многофункциональное место, имеющее огромное значение как для развития туризма, так и для жителей города. Ташимова считает: чтобы сделать этот объект туристически привлекательным и экономически выгодным, нужно перевести его в госсобственность. На территории ипподрома — вместительный стадион, большое пространство для ярмарок, проведения других городских массовых мероприятий. Это помогло бы местным жителям не ездить за всем этим в центр города и вместе с тем бы разгрузило общественный транспорт. В то же время ипподром никак не был задействован в праздновании Наурыза. А ведь там можно было устроить яркие национальные шоу с конями, установить юрты, продавать фермерские продукты и сувениры народных ремесленников для жителей Турксибского и Жетысуского районов. И это при том, что аким Алматы говорит о концепции полицентричности развития города, которой на практике нет.
Неравнодушные экономисты и туристическое сообщество готовы бесплатно разработать концепцию, сделать экономический расчет развития ипподрома. От власти требуется лишь вернуть объект в госсобственность. К слову, попытки это сделать уже предпринимались. В 2015 году специалисты конного спорта вместе с активистами добились, чтобы было принято решение малихата о выкупе и восстановления Алматинского ипподрома. Однако последующий аким города, Бауыржан Байбек, едва заступив на должность, сразу же отменил это решение и оставил ипподром в частной собственности.
Люди, вы звери!
Своей болью не только за ипподром, но за находящихся там благородных животных поделилась тренер-инструктор по верховой езде Наталья Орлова.
«В ноябре прошлого года нам было озвучено решение построить новый ипподром, но при этом снести старый, — говорит Наталья. — Несколько конников не побоялись выступить за сохранение старого ипподрома, потому что это достояние нашего народа, которому в 2030 году будет уже сто лет. Этот исторический памятник важен для нашей молодежи, для всех людей, которые любят лошадей».
Перед конюшней по непонятным причинам вырыли большую траншею, сделав лошадей заложниками ситуации. Для решения этой ситуации даже потребовалось вмешательство полиции.
«Нам сказано прямым текстом: либо освобождайте территорию, либо пусть лошади сдохнут в конюшне. На данный момент с ипподрома съехали четыре отделения, три из которых были с лошадьми напрокат. В них занимались дети с особенностями развития, а также катались взрослые. У нас же конюшня сборного типа, со скаковыми лошадьми. Но руководство заявило, что наших лошадей не допустят к скачкам, хотя это противозаконно», — заявила тренер.
Гид, музыковед, председатель фонда «Коркыт», общественный деятель Дана Меирбекова уверена, что разрушать ипподром — просто преступление перед народом и его историей, ведь объект уникален. Он был построен по образцу древнеримских ипподромов. Это единственный ипподром в Казахстане, который в свое время входил в пятерку лучших Советского Союза. В Алматы приезжали люди из разных стран и выражали свое восхищение. Там была и своя ветклиника, и прекрасно отлаженная инфраструктура. Сегодня это единственный сертифицированный по мировым стандартам ипподром в Казахстане, где можно проводить скачки мирового уровня.
«Мне непонятно, как в стране номадов, в которой 6 тысяч лет назад одомашнили лошадь, создалась подобная ситуация, — недоумевает Дана. — Животные, которые являются гордостью нашей страны, нашей истории, оказались на грани гибели. Сегодня на ипподроме 250 лошадей, есть лошади орловской породы, которые в Эмиратах занимают призовые места. На ипподроме с лошадьми занимаются и наши джигиты-каскадеры. Они известны во всем мире, участвуют в голливудских фильмах. Почему какие-то непонятные бизнесмены должны решать судьбу исторических памятников?»
По словам Меирбековой, в Алматы осталось не так много исторических памятников, которые были бы интересны гостям мегаполиса. В то же время к нашей стране огромный интерес у иностранных туристов, недавно открыли безвиз с Китаем. И китайские туристы часто интересуются, где можно увидеть лошадей, которыми испокон веков славился Казахстан.
Вместе с активистами Дана обратилась в акимат Алматы за подтверждением того, что ипподром является историческим памятником. Ей сказали, что документов таких нет, так как они…. сгорели во время известных январских событий. В то же время статус памятника данному объекту был присвоен 19 марта 2019 года. На сегодняшний момент он не выведен из реестра госпамятников, а значит, попадает под статью о его защите.
Алматы теряет свою индивидуальность, свой привлекательный облик, уверена фестивальный продюсер, архитектор, гражданский активист Эмина Кужамуратова.
«Аким говорит, что надо повышать туристический интерес к городу и привлекательность Алматинской агломерации, — говорит Кужамуратова. — Но, с другой стороны, исторические объекты, которые могли бы стать визитной карточкой нашего города, уничтожаются. Ипподром, где были сняты такие культовые фильмы, как «Девушка-джигит» и «Ангел в тюбетейке», не единственный. Под угрозой здание железнодорожной больницы на Абая, 69, которое тоже является культовым объектом Алматы. Крупные города мира держатся за такие объекты, они их развивают и делают доходную часть. Есть такое понятие, как «экономика наследия». Пора приучить власти города развивать наше историческое наследие, чтобы оно стало экономически рентабельным».
Неравнодушные граждане города не теряют надежды отстоять ипподром, тем более что прецеденты, когда удавалось отбить исторические памятники, у частников Алматы уже есть. Так, полгода назад удалось вернуть в госсобственность знаменитую рощу Баума.