пятница, 19 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
23oC
1xadv
×

Дело Джакишева. Почему «гуру урановой отрасли» держали в заключении 11 лет

Отбывающий с 21 мая 2009 года 14-летний тюремный срок по обвинению в коррупционном преступлении бывший президент компании «Казатомпром» Мухтар Джакишев выходит на свободу по УДО. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» рассказывает в своем обзоре, почему вокруг этого дела на протяжении десяти лет велись споры.

Фото взято с сайта kursiv.kz
Фото взято с сайта kursiv.kz

Карьера Мухтара Джакишева в «Казатомпром» началась в 1998 году. VoxPopuli писал, что на тот момент у Нацкомпании было долгов на 85 миллионов долларов, это больше, чем годовой объем продаж компании на тот момент. Через год он вывел производство на безубыточный уровень – себестоимость снизилось в два раза, что сделало рентабельным добычу урана. В том же году топ-менеджер добился с США снятия ограничений на казахстанский уран и налаживает поставки. 

При Джакишеве национальная компания «Казатомпром» вышла на первое место в мире по производству урана. Во многом, поэтому его называют «гуру урановой отрасли».

Однако 1 апреля 2009 года депутат парламента Татьяна Квятковская выступила с громким заявлением. Она потребовала уголовного расследования деятельности Мухтара Джакишева на посту главы «Казатомпрома», обвинив его в продаже урановых месторождений подконтрольным беглому банкиру Мухтару Аблязову компаниям.

Нацкомпания и лично Мухтар Джакишев отвергли обвинения, но генеральная прокуратура начала расследование. Уже 21 мая Джакишев был уволен с должности главы «Казатомпрома» по представлению надзорного органа. В тот же день его задержали на рабочем месте в столичном офисе.

Позже стало известно, что видного государственного деятеля подозревают в нанесении ущерба урановой отрасли Казахстана, а именно в продаже государственных долей в крупнейших урановых месторождениях оффшорным компаниям, а также в открытии представительства «Казатомпрома» в Вене. По версии следствия, Джакишев нанес государству ущерб в 99,6 миллиарда тенге.

Фото взято с сайта contur.kz

Несмотря на то, что Джакишева обвиняли в коррупции, санкцию на его арест выдал военный суд, а судебные слушания прошли в закрытом режиме, материалы дела были засекречены. Сам обвиняемый настаивал на суде присяжных и на том, чтобы разбирательства проходили в открытом режиме. Ему отказали.

За развитием «уранового дела» следили и на западе. Близкий к правительственным кругам информированный источник Deutsche Welle рассказал, что дело бывшего главы «Казатомпрома» изначально относится к разряду тех случаев, над которыми ставится гриф «секретно» и объяснил, почему.

«Джакишев, руководивший на протяжении более 10 лет одной из самых засекреченных отраслей экономики, знает, по словам источника, много того, чего не положено знать широкой общественности страны. В частности, речь идет и о продаже некоторых месторождений урана, и о решении по открытию представительства «Казатомпрома» в Вене для взаимодействия с МАГАТЭ. И нет никакой гарантии, заметил информированный источник, что в ходе открытого процесса не будут названы имена отдельных чиновников самого высокого ранга, также причастных к действиям «Казатомпрома», — писало издание.

Тем не менее, правозащитники считают, что казахстанская власть не доказала достаточность оснований для проведения закрытых слушаний в интересах национальной безопасности. В 2016 году комитет по правам человека ООН выявил в деле Джакишева нарушения международного права.

Суд над Джакишевым прошел в марте 2010 года, его осудили на 14 лет за присвоение или растрату вверенного чужого имущества, а также получение взятки. В том же году на экс-главу «Казатомпрома» завели еще одно уголовное дело по обвинению в мошенничестве в крупном размере. В 2012 году его признали виновным и приговорили к 10 годам колонии. Отметим, что Джакишев отказался участвовать во втором судебном процессе и запретил это делать своим адвокатам. В конечном счете, по совокупности наказаний столичный суд определил ему 14 лет лишения свободы с момента ареста.

Отбывать наказание Мухтара Джакишева отправили в колонию в поселке Заречный Алматинской области. Затем перевели в колонию в Долинке Карагандинской области. Перемещения между двумя этими учреждениями продолжалась до 2018 года. Последние полтора года Джакишев содержится в колонии ОВ-156/14 в Семее.

Правозащитники неоднократно жаловались на условия содержания топ-менеджера. В 2014 году, когда бывшего бизнесмена впервые перевели в Долинку, его дочь Айгерим Джакишева заявила об избиении отца.

«Хочу довести до сведения всех уважаемых правозащитных организаций, что мой отец, Мухтар Джакишев, осужденный казахскими властями на 14 лет лишения свободы и признанный политическим заключенным, при переводе из колонии под Алматы в колонию АК 159/6 вблизи поселка Долинка, Карагандинской области был жестоко избит администрацией колонии», — цитировал девушку Forbes.kz.  

В комитете уголовно исполнительной системы (КУИС) сообщили журналистам, что факт избиения осужденного не подтвердился.

Адвокат осужденного Нурлан Бейсекеев неоднократно говорил о плохом самочуствие своего подзащитного. У Мухтара Джакишева проблемы со здоровьем. Еще до ареста мужчина болел гипертонией, в колонии у него произошло осложнение, и заключенный перенес гипертонический криз. Но это не стало поводом для его освобождения.

Фото взято с сайта kz.expert

Казахстанские и международные правозащитники считают Мухтара Джакишева политическим заключенным, хотя официально он не занимался политикой. В 2015 году комитет ООН по правам человека призывал отменить приговор экс-главе «Казатомпрома».

«Наблюдатели усматривают две причины, по которым Мухтар Джакишев был арестован в 2009 году. Первой называют то, что в 2003 году он, поручившись за оппозиционного олигарха Мухтара Аблязова, попросил освободить его из тюрьмы после разгрома оппозиционного движения ДВК. В качестве второй причины называют действия Джакишева, направленные якобы против интересов России на мировом урановом рынке. Власти с такими объяснениями не согласны», — писал «Радио-Азаттык»

Два Мухтара – Джакишев и Аблязов - были сокурсниками во времена учебы в Московском государственном инженерно-физическом институте. Когда в 2002 году Аблязова приговорили к шести годам заключения, Джакишев вместе с экс-главой КНБ Нартаем Дутбаевым и предпринимателем Нурланом Смагуловым просили главу государства помиловать осужденного, после чего в 2003 году опального политика выпустили на свободу. Но он не перестал заниматься оппозиционной деятельностью.

В феврале 2010 года во время заседания Совета предпринимателей в Астане Нурсултан Назарбаев напомнил про этот случай президенту компании «Астана групп» Нурлану Смагулову.

«Группа его друзей, среди которых был и ты, написали мне письменное прошение, и клялись, и дали поручение за него (Мухтара Аблязова. — Ред.) письменное, чтобы я его, за коррупцию в тюрьму посаженного, помиловал. И вы мне письменно обещали все, что он будет служить Родине. Он тебе и всем остальным плюнул в лицо. Не буду фамилии называть. И вы должны ответить», — цитировал Елбасы «Ақ Жайық» со ссылкой на «Республику». 

В начале мая 2018 года Джакишеву присвоили третью группу инвалидности, что освобождает его от физических нагрузок, но не от уголовного преследования. Оставалось ждать выхода на свободу по УДО, на которое осужденный мог претендовать только с 21 сентября 2018 года. В этот день истекали две трети тюремного срока, которые необходимо было отбыть, чтобы претендовать на условно-досрочное освобождение. После этого он и его адвокат подали ходатайства.

В ноябре 2018 года суд № 2 города Семей отказал в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении Джакишева «ввиду невозмещенного ущерба».

24 июля 2019 года суд № 2 города Семей вновь отказал Джакишеву в УДО. 12 сентября апелляционная коллегия Восточно-Казахстанского областного суда оставила это решение в силе.

Правозащитники отмечают, что Мухтар Джакишев относится к разряду тех людей, которые умеют аргументированно и до конца отстаивать свою точку зрения, что иногда играет против него самого. В качестве примера можно взять его выступление на суде 24 июля, где рассматривалось его ходатайство об УДО.

«Это мое первое публичное выступление за последние 10 лет. 10 лет назад судья объявил мне приговор в военном суде. Я тогда спросил, какое отношение я имею к военному суду. Судья сказал что-то про продукцию, которую производил «Казатомпром». Затем, что это засекреченные материалы дела. Это было мое первое знакомство с судом. Второй суд. То, что прочитал в приговоре судья, оно не следует из того, что мы слушали от допрашиваемых свидетелей в суде. Кроме того, постоянное желание судьи, чтобы я обращался к нему «Ваша честь». Но я сказал, что обращаюсь по должности - «Господин судья», а «Ваша честь» - это звание, и его нужно заслужить. Весь мой опыт с судами объединяет одно - это отсутствие правды. Дело в том, что правда - это не болезнь, ее нельзя привить, ею нельзя заразиться», — заявил Джакишев.

Наблюдатели считают, что именно эта речь повлияла на решение суда. Так как в канун праздника Курбан-айт президент Касым-Жомарт Токаев помиловал двух осужденных – журналиста Ярослава Голышкина и профсоюзного лидера Ерлана Балтабая. В июле 2019 года суд удовлетворил ходатайство участника «земельных митингов» Талгата Аяна о досрочном освобождении. Казалось, что «гуру урановой отрасли» тоже выпустят на свободу.

«Сегодня в зале суда Мухтар Джакишев произнес очень яркую, эмоциональную речь. Человек не сломлен и это вызывает уважение, граничащее с восхищением, ведь на кону его освобождение. Для власти же это выступление должно быть проблемой. Человек не признал своей ошибки, не раскаялся, фактически бросил вызов - и как его отпускать? Трудная дилемма, учитывая давние разговоры о том, что после выборов всех политических будут выпускать. Не удивлюсь, если решение по Джакишеву все еще принимается прямо сейчас», — писала журналист Гульнар Бажкенова в своем Telegram-канале

Тогда ему отказали в условно-досрочном освобождении, но ходатайство все же удовлетворили спустя полгода. Все это время в разных городах люди выходили на пикет в поддержку Джакишева.

Постановление суда о досрочном освобождении вступит в силу через 15 дней, если прокуратура не внесет протест.

После освобождения топ-менеджер будет находиться на пробационном контроле, то есть о каждом своем шаге ему придется уведомлять уполномоченные органы. Полную свободу экс-глава «Казатомпрома получит» только 21 мая 2023 года после истечения назначенного судом срока наказания в 14 лет лишения свободы.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 5
Забавно 21
Сочувствую 4
Возмутительно 8