Общественный деятель Азиза Шужеева написала гневный пост, в котором высказалась о некомпетентности и равнодушии госорганов, которые не решают проблему насилия в казахстанских семьях. По ее мнению, некоторые чиновники «плевать хотели» на убитых и изнасилованных женщин и детей. Общественница указала на огромное количество жертв насилия, которые погибают в мирное время, передает ИА «NewTimes.kz».
Заместитель председателя Альянса женских сил Казахстана Азиза Шужеева сообщила на своей странице в Facebook, что уже третий месяц работает в составе экспертной группы по двум законопроектам — «О противодействии насилию в семейно-бытовой сфере» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам гендерного равенства».
«Все это время я ни строчки не писала про работу над законопроектами, потому что шли рабочие процессы и что-то освещать раньше времени считала нецелесообразным. Но сегодня хочу поделиться своими эмоциями о работе над законопроектом по бытовому насилию. Потому что слов нет, остались только «слюни», — признается общественница.
По ее словам, законопроект был изначально инициирован депутатами и Нацкомиссией по делам женщин. А это значит, что главную заинтересованность в решении актуальной и больной темы бытового насилия проявили именно депутаты.
«Не государственные органы, не правительство, которые, по сути, должны решать актуальные социальные проблемы. Уже 100 раз написали многие правозащитники, СМИ, я в 101 раз напишу тоже. Ежегодно от бытового насилия умирает более 400 женщин Казахстана. За 25 лет независимости это 10 000 женщин», — отмечает Шужеева.
Депутат также привела статистику правонарушений в отношении детей. По ее словам, ежегодно совершается около двух тыс преступлений — истязания, побои, вымогательства и другие. И около 700 преступлений сексуального характера.
«Получается, что каждый день в нашей стране умирает более одной женщины от домашнего насилия и два ребенка становятся жертвами сексуального насилия, а всего шесть детей каждый день становятся жертвами насилия.
Если просуммировать количество умерших и получивших увечья, получается, что в Казахстане идет тихая афганская война. Идет деградация в семьях, разрушение морального облика людей», — продолжает автор.
Чтобы решить проблему бытового насилия, депутаты вместе с экспертами обсуждают каждую норму в законопроекте.
«Здесь хочу отметить, что если все участники рабочей группы — депутаты, представители госорганов — делают эту работу в рабочее время, которое оплачивается из средств налогоплательщиков, то мы, эксперты, работаем бесплатно. Мы вместе с депутатами днями и ночами перебираем все эти страшные кейсы, отматываем назад: а что можно сделать?
Думаем о том, какие механизмы и меры должны были принять соответствующие госорганы в лице комитета по защите прав детей МОН, Минтруда, комитета по делам молодежи и семьи МИОР, акиматы областей, городов, районов, все эти созданные комиссии по делам женщин, по делам детей. Что все они вообще делают и почему допускают такое количество жертв?» — вопрошает Шужеева.
По ее словам, за все время работы в экспертной группе по законопроекту женщина ни разу не слышала дельного предложения от представителей государственных органов:
«Начнем с того, что ни один вице-министр, ни один ответсек, ни один министр не принял личное участие в обсуждении решения этой больной проблемы. От их сотрудников все эти три месяца мы слышим одно и то же: «Они работают». А мы сидим «в носу ковыряемся, и делать нам нечего». А для какого-то вице-министра сесть и отрабатывать законопроект — «это не царское дело».
Кроме того, Шужеева написала, что подготовка представителей госорганов к заседаниям оставляет желать лучшего.
«Многие говорят невпопад, приводят примеры, которые вообще не имеют никакого отношения к теме законопроекта, не пытаются даже вникнуть, постоянно ссылаются на качество связи. Ни один госорган не предложил своей четкой поправки, своего видения решения вопроса. Говорить, что мы, общественники, просто возмущены — это ничего не сказать.
Вот уже два дня мы все распинаемся перед зампредом комитета по защите прав детей МОН Жекебаевым Дулатом. А он ничего: слушает, головой мотает, решений у него никаких нет, все наши аргументы ему нипочем.
Он отвечает, как все чиновники: «Давайте разберемся, давайте подумаем». Советник министра Шер Раиса Петровна тоже говорит: «Зачем торопиться? Торопиться не надо». Один нам рассказывает анекдоты Кабатова, какие-то пословицы приводит, другая успокаивает», — возмущается автор поста.
Шужеева привела в пример зарубежные страны, в которых давно есть отдельные ведомства, занимающиеся проблемами семьи.
«У нас есть общество, которое готово помочь в решении насущных проблем, и есть чиновники разного уровня, которые плевать хотели на убитых, изнасилованных женщин и детей», — резюмирует общественница.