Повышая финансовую грамотность, или Как не стать жертвой интернет мошенников

Современные технологии и Всемирная паутина стали неотъемлемой частью жизни современного общества. По данным различных экспертов, основная доля безналичных операций в Казахстане совершается через Интернет и мобильный банкинг (порядка 80%), поэтому неудивительно, что все чаще жертвами мошенников становятся именно казахстанские пользователи в сети. Редакция ИА «NewTimes.kz» узнала у начальника управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Сауле Ынтыкбаевой о том, как не стать жертвой злоумышленников.

Повышая финансовую грамотность, или Как не стать жертвой интернет мошенников
Фото взято с сайта bitfinance.news

Сегодня, наверное, трудно встреть человека, который не был бы держателем платежных карт. По информации сотрудников Ассоциации финансистов Казахстана, по состоянию на 1 июля 2020 года в обращении находятся 40,2 млн платежных карточек, некоторая часть из которых, бесспорно, подключена к интернет-банкингу. Вообще, данный сервис зародился в Казахстане в начале 2000-ых годов.  В числе первых, кто стал внедрять систему интернет-банкинга (посредством дозвона через dial-up модем), — бывший «Казкоммерцбанк».

«У большинства казахстанцев, которые имеют платежные карты банков второго уровня, есть приложение — онлайн-банкинг. Финрегулятор совместно с АФК и банками второго уровня провели огромную работу по обеспечению населения банковскими картами во время чрезвычайного положения и карантина для получения социальных и иных выплат. Финансовые организации активно консультируют граждан о преимуществах дистанционного обслуживания. Стать клиентом банка, не приходя в отделение? Открыть счет, оплатить квартплату, перевести деньги, не стоя в очередях? Все это и многое другое возможно осуществить посредством онлайн-банкинга. Это способ удаленного управления деньгами на счете — через вебсайт или мобильное приложение банка. Таким образом казахстанцы прежде всего проявляют заботу о своем здоровье и здоровье окружающих», — отмечает Сауле Ынтыкбаева.

Фото из личного архива С. Ынтыкбаевой

Онлайн-банкинг —  удобная услуга, простая в применении. Однако, как добавляет собеседница, в период карантина возросло число мошеннических атак в сети, система интернет-банкинга не стала исключением.

«В основном, активизировались фишинг-мошенники, которые «подделывают» страницы интернет-банкинга крупных банков. Также распространен вишинг, когда клиенту банка звонит якобы сотрудник службы безопасности банка и под любым предлогом просит назвать реквизиты карточки, а также трехзначный код с обратной стороны карты и код, высланный по sms. Бдительность у клиента снижается, если он видит, что ему звонят со знакомого короткого номера — call-центра банка. Злоумышленники активно применяют современные технологии для кражи средств у граждан, и могут, находясь, к примеру, на Сейшелах, спокойно подделать любой казахстанский номер», — рассказывает представитель финрегулятора.

Если в 2018 году, по данным генпрокуратуры, зарегистрировано 516 фактов преступлений, связанных с использованием интернета, то в 2019 году их количество превысило 7 тыс. Это почти треть от общего числа мошенничеств в стране.  Для того, чтобы снять деньги со счетов преступникам достаточно иметь персональные данные «клиента».

«Обеспечить сохранность денег на банковских счетах — золотое правило всех банков. Банковские специалисты тщательно работают над тем, чтобы максимально обезопасить нахождение средств клиента в банке, используя самые передовые технологии хранения, передачи и защиты данных. Если система финансовой организации защищена от хакерских атак, то этого нельзя сказать о платформе, которую использует пользователь-клиент банка. Не редки случаи, когда мошенники разрабатывают идеальную копию сайта банка с личным кабинетом. Зайдя в псевдо-систему интернет-банкинга, и, введя логин и пароль, можно легко распрощаться с деньгами на карте. Поэтому пользователи должны быть очень внимательными, совершая денежные операции в Интернете. Полезные материалы по финансовой грамотности, в том числе по противодействию финансовому мошенничеству, мы публикуем в рамках обучающего проекта Fingramota.kz», — добавила Сауле Ынтыкбаева.

Представитель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка дала несколько советов казахстанцам относительно того, как уберечься от злоумышленников, которые буквально каждый день придумывают новые способы обмана.

  1. Никогда и никому не сообщать данные от приложения для доступа в интернет-банкинг (логин, пароль);
  2. Каждый раз проверять электронный адрес интернет-банкинга. Он должен начинаться https://, а не с http://;
  3. Никогда не заходить на веб-страницу банка по ссылкам, которые приходят на электронный адрес или посредством sms-сообщения;
  4. Установить пароли на телефон, компьютер, а также мобильный банкинг;
  5. Для онлайн-шопинга лучше использовать отдельную платежную карту (виртуальную карту).

Учитывая, с какой скоростью мошенники придумывают новые схемы обмана, важно повышать уровень своей финансовой грамотности и быть бдительными.

Loading...

1 октября, четверг