Цены могут подняться еще на 10%: в рамках интеграции с ЕАЭС вводится тотальная маркировка молочных продуктов. Ощутимо в цене прибавили: сливочное масло — на 14% за год, сыр — на 12%, сырое молоко — на 11%, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на energyprom.kz.
За январь–октябрь 2020 года производство молочных продуктов достигло 296,9 млрд тенге — на 19,7% больше в денежном выражении, чем годом ранее. Индекс промышленного производства составил 102,6% к аналогичному периоду прошлого года.
За полный 2019 год объем производства молочных продуктов составил 310,8 млрд тенге, увеличившись на 6,2% за год в реальном выражении.
В натуральном выражении среди молочных продуктов значительно выросло производство сливочного масла и спредов: на 22,7% за год, до 19,5 тыс тонн.
В заметном плюсе оказалось также производство сыров и творога (26,7 тыс тонн, плюс 9,7%) и обработанного молока и сливок (482,8 тыс тонн, плюс 4,6%).
По итогам девяти месяцев местные компании обеспечили спрос (экспорт плюс реализация на внутреннем рынке) на жидкое обработанное молоко и сливки практически полностью (на 96%).
Спрос на сливочное масло отечественные компании перекрыли на 78,5%, против 82,1% годом ранее. Доля импорта соответственно составила 21,5%. В страну завезли 4,7 тыс тонн импортного сливочного масла — на 52,4% больше, чем год назад.
Спрос на сыр и творог местные компании обеспечивают на 53,8%. Доля импорта составляет 46,2%. В Казахстан завезли 20,5 тыс тонн сыра и творога, рост — на 23,2% за год.
Килограмм сливочного масла в ноябре 2020 года в магазинах и на базарах городов РК стоил 2,7 тыс тенге — сразу на 14% больше, чем в ноябре 2019-го.
Ощутимо выросли и цены на такие молочные продукты, как сычужный сыр (на 11,6%, до 3,1 тыс тенге за килограмм), сырое молоко (на 11,2%, до 238,3 тенге), маргарин (на 8,1%, до 596,5 тенге), кефир (на 6,5% до 312,3 тенге), сметану (на 6,3% до 1,2 тыс тенге).
В скором времени стоимость молочных продуктов может подняться еще на 10%. Причиной может стать тотальная маркировка молочных товаров, вводимая в рамках интеграционных процессов ЕАЭС. Пилотный проект стартовал в октябре этого года. Он может продлиться до апреля. Введение маркировки на молочную продукцию запланировано на январь 2022 года.
В ассоциации торговых предприятий страны подсчитали, что если стоимость молочной продукции в Казахстане вырастет на 10%, то 14% населения уже не смогут себе ее позволить.
Также в ассоциации подсчитали, что затраты одной компании на маркировку составят около 9 млн тенге, без учета обслуживания оборудования. Это серьезная проблема для бизнеса, особенно в условиях «коронакризиса».