Почти целое село в ВКО попало в долговое рабство. Люди платят кредит за фермера, который взял деньги на развитие крестьянского хозяйства, а потом объявил о банкротстве. Сельчане должны 145 млн тенге, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Первый канал Евразия.
Елена Проскурякова сейчас трудится на свиноферме. Но заработанное на руки не получает. Его списывают за чужой кредит. Ранее Елена работала в крестьянском хозяйстве. По ее словам, именно там и заставили взять кредит на 3 млн тенге. Тогда бывший шеф обещал, что долг погашать не нужно. Женщина не смогла похоронить мужа, как полагается. А сейчас переживает за здоровье сына.
«В прошлый год операции две сделали, нынче хотели делать лазерную коррекцию. Хорошо, у него дядя есть. Он помогает, а поехали обследование делать, у него опять хрусталик отошел, третья операция. Где такие я деньги возьму?», — рассказала жительница села Макеевка Елена Проскурякова.
Пострадали еще 30 жителей села. Деньги списывают даже со счетов пенсионеров. И все в голос твердят, что их обманули. За подпись дополнительно обещали по 150 тыс тенге выдать
«Мы денег не брали, не видели, на руки не получали, мы просто приходили, нам давали бумажки, листик откроют, пишите фамилию, имя, отчество, расписывайтесь. Мы это все подписали, а потом оказывается, что на каждого эти 3 млн повесили», — говорит Ольга Толмачева.
«Я свою сноху затянула, у нее тоже трое детей, я и дочку, у нее третья группа инвалидности, я ее уговорила, ничего не случится, они сами будут платить. Такое хозяйство большое. Все у него есть, заплатите», — рассказала Нурзипа Насимолдина.
Люди писали жалобы во все инстанции, но бесполезно. Даже нанять адвоката у них денег нет. Сейчас им помогает правозащитник Татьяна Дерябина. Ее сестра тоже оказалась в долговой яме.
«За месяц поменялось уже два следователя. Мы боимся, что данное дело будет тянуться еще неопределенный срок, в этот период 30 человек попали буквально в рабство. Общая задолженность — 145 750 600 тенге. У него есть ТОО, он как работал, так и работает.
Людям грозит уголовная ответственность, потому что то имущество есть. Это вряд ли покроет ту сумму, которая данное время существует перед государством. Даже если они все вместе будут пахать, за лет 100 закроют», — отметила правозащитник Татьяна Дерябина.
«Мы не можем помочь, потому что у них все счета заблокировали, с пенсии высчитывают, с зарплаты удерживают их кредиты. Долги большие, просим разобраться», — говорит аким Усть-каменогорского сельского округа Оксана Карабалинова.
В полиции сообщили, что уголовное дело в отношении фермера заведено, но в интересах следствия подробности не раскрывают. А люди боятся, что вскоре их за непогашение кредита могут посадить за решетку.
Правозащитник прогнозирует: дело могут через два года закрыть со сроком давности, но сельчанам все равно придется выплачивать кредит и дальше.