Выделения земельных участков для расширения фермерских хозяйств больше 10 лет добиваются мараловоды Риддера на востоке Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Хабар 24».
В высокогорья казахстанского Западного Алтая впервые завезли благородных оленей, но разместить внушительное стадо негде. Местные предприниматели жалуются на бюрократические барьеры, в вопросах передачи свободных территорий в долгосрочную аренду.
Предприниматель Владимир Климов пошел на эксперимент и завез в горы Риддера первое поголовье маралов. В казахстанском Западном Алтае благородные олени акклиматизировались
Эта младая поросль первых риддерских маралов. В весе они набирают стабильно и совсем скоро телятам потребуется новая расширенная жилплощадь.
Пока же животным приходится тесниться в двух загонах. К весне размещать оленей в тесноте да не в обиде уже не получится. Самцы начнут выяснять отношения. Уже сейчас фермеры рискуют потерять стадо, но расширить территории по закону не могут – нет ордера на аренду пустующих земель поблизости.
«Мы уже больше 10 лет не можем получить. Вроде все говорят: «Пожалуйста, берите», но то один участок, то второй возьмут кому-то отдадут. Есть вроде бы и земли, которые они сказали, что наши, но они не наши. Мы на сегодняшний день не можем получить, чтобы взять инвесторов, которые готовы вложиться в строительство маральника», — говорит фермер Владимир Климов.
В акимате города Риддера претензии животноводов считают необоснованными. Чиновники держат свою позицию и утверждают, что земли для новых мараловодческих хозяйств давно определены и выделены для аренды на 49 лет. Фермеры сами не могут грамотно оформить сделку.
«В прошлом году были выделены, были утверждены землеустроительные проекты. Вот конкретно земельные участки для ведения мараловодства. По всем земельным участкам были заключены договоры», — отметила руководитель отдела земельных отношений и сельского хозяйства Риддера Анна Сайбель.
В целом же казахстанское мараловодство переживает сложные времена. До 2020 года мараловодческие хозяйства страны субсидировались по линии Минсельхоза. Размеры госдотаций напрямую зависели от численности поголовья, а суммы выплат достигали 40 тыс тенге за особь.
С 2021 года господдержка хозяйств – зона ответственности бюджетных комиссий региональных акиматов. В результате подобных реформ мараловоды Восточного Казахстана и вовсе решились субсидий, резюмирует председатель Республиканской палаты мараловодства Нурлан Токтаров. И земельные споры, по мнению эксперта отрасли, только усугубляют положение фермеров.
«Это будет освоение территорий. На сегодняшний день многие села вообще опустели. Они выживают за счет небольших поступлений, которые получают в летний период от притока людей, приезжающих на оздоровление», — поделился председатель правления Республиканской палаты мараловодства Нурлан Токтаров.
Мараловодческие фермы региона сегодня функционируют в основном за счет прибыли от созданных на базе хозяйств пантолечебниц. Доходы от экспорта пантов в виде сырья неуклонно снижаются. Если до середины 2000-х панты на мировых рынках продавались по 1000 долларов за килограмм, то сейчас их стоимость едва достигает 300 долларов.
По расчетам животноводов, рентабельность мараловодства в стране не превышает 8-10%. При всем этом денежных субсидий мараловоды не требуют, корректируют бизнес-планы в надежде на то, что им просто не помешают работать и развиваться в текущих рыночных реалиях.