Пятнадцать квартир в год — именно такое количество жилья по плану заложено для детей-сирот в Караганде. Остальным приходится годами стоять в очереди в надежде на заветные квадратные метры. О судьбах бывших детдомовцев узнала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
Ежегодно из детских домов Казахстана выпускают тысячи детей-сирот. Единицам есть куда идти — находятся родственники, готовые дать угол, некоторые создают свои семьи. А вот большинство оказывается не готовыми ко взрослой и неустроенной жизни. Круглые сироты выходят во взрослую жизнь с определенными денежными накоплениями. Но, как правило, их они тратят в первый год, затем начинается дилемма — где заработать и где жить.
«Нас 100 человек выпустилось из детского дома. Сейчас я знаю, что только 2-3 человека получили квартиры. Представьте девушку или парня, у которых нет никого. Как бы воспитатели морально не готовили, не все выдерживают и приспосабливаются. Большинство спивается, начинает колоться, ворует. На теплотрассах лежат бывшие детдомовские. Девочки очень рано начинают сожительствовать, кто-то занимается проституцией. Я сама в первый раз вышла замуж потому, что мне некуда было идти, потом развелась. Сейчас снимаем квартиру», — поделилась Елена Бусарова.
«Мне 32 года, но свое жилье от государства я так и не получила и вряд ли получу. Ребята ждут десятки лет, некоторые не доживают. Причины известны. Самое обидное, мы абсолютно никому не нужны. Да и надо признать: мы не знаем своих прав. Мы не ходим в акиматы, на площади и не бастуем, хотя, может, это и решило бы проблему. Все общаемся друг с другом. Мы становимся одной большой семьей, и страшно, когда ломаются судьбы», — добавила Маржан Асанова.
В Караганде 3356 детей-сирот стоят в очереди на жилье. Всего же по области 7118 человек дожидаются положенных квартир. И если сделать несложный расчет, то, чтобы обеспечить их квадратными метрами, потребуется более 400 лет.
Проблему выдачи квартир сиротам неоднократно поднимала руководитель ЧУ «Центр социально-экономических исследований», член совета по делам молодежи при акимате Карагандинской области Алия Шошакова.
«Что делает государство? В 2020 году выделили три квартиры, в 2021-м — планировали пятнадцать, по факту выдали квартиры двадцати четырем сиротам. В 2022 году по данным управления молодежной политики пятнадцать детей-сирот получат квартиры. Во время координационного совета при акиме Карагандинской области мы неоднократно поднимали этот проблемный и многолетний вопрос. Приводим доводы и статистику, которая говорит сама за себя: половина выпускников детских домов пополняет ряды осужденных в колониях. Все члены совета соглашаются, что необходимо принимать меры и пересмотреть квоту. Однако все это остается исключительно на бумаге. Более того, те, кто отвечает за выдачу квартир, применяют все возможные способы для снятия с очереди», — рассказала руководитель центра.
Алия Шошакова 12 лет помогает сиротам и может назвать единичные случаи, когда за это время дети получили квартиры. И за каждой выдачей ключей от заветных квадратных метров стоит титаническая работа.
Хотя, согласно закону, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют первоочередное право на получение жилья из госфонда. При распределении такого жилья выделяется не менее 25% от общего количества жилья. В Карагандинской области эта категория на третьем месте по количеству претендентов на выдачу жилья от государства.
Но в областном центре очередь только увеличивается. Сокращается лишь раз в год на пять человек или в случае снятия с очереди.
«Когда мы с младшей сестренкой попали в детский дом, мама сидела в тюрьме. Пособие нам не выплачивали, так как мы не круглые сироты. В 18 лет я выпустилась из детского дома, и у меня в кармане не было даже тысячи тенге. И мать, и отец считались на тот момент без вести пропавшими. Меня поставили в очередь в Шахтинске. Несколько лет назад меня сняли, объяснив, что мать восстановила документы и теперь у меня не статус сироты. Пришлось обивать пороги и доказывать, что она объявилась где-то в другой области и никакого отношения ко мне не имеет. Были случаи, когда комиссия отказывала в квартире из-за превышения доходов. И речь идет о 2-3 тыс тенге», — поделилась Елена Бусарова.
Изменить ситуацию позволят поправки в законодательство и продуктивная работа управления молодежной политики, специалисты которой должны помогать детям-сиротам адаптироваться в социуме.
Однако на деле, говорит Алия Шошакова, выпускники детдомов никому не нужны, нет никаких проектов и программ. А решить вопрос с жильем поможет выдача детям-сиротам арендного жилья, когда квартира предоставляется во временное пользование с учетом оплаты коммунальных услуг.