суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Соседство Казахстана и Узбекистана обусловливает тесную экономическую связь

Распространение пандемии оказало большое влияние на глобальные цепочки поставок, логистику, а также переориентацию рынков сбыта для многих стран. Соседство Казахстана и Узбекистана обуславливает тесную транспортную связанность. Благодаря развитой сети железнодорожной и автодорожной инфраструктуры транзит через наши страны обеспечивает оптимальную по скорости и цене доставку наших экспортно-импортных грузов. Об этом корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал генеральный директор АО «Центр развития торговой политики QazTrade» Азамат Аскарулы.

фото Gov.kz
фото Gov.kz

«На фоне санкций, которые применяются в настоящее время в отношении России, транспортные маршруты через территории Казахстана и Узбекистана имеют потенциал развития в качестве альтернативных транспортных коридоров. Компания Qaztrade совместно с заинтересованными государственными органами и организациями, а также российскими и узбекскими коллегами активно участвует в работе по организации Агроэкспресса по маршруту Центральная Азия – Россия – Центральная Азия», — рассказал спикер.

Данный сервис будет способствовать увеличению экспортного потенциала за счет снижения стоимости и времени транспортировки, создания стабильного экспортно-импортного логистического сервиса, обеспечению продовольственной безопасности и стабильности цен на рынке и контейнеризации грузов.

Одна из целей дальнейшего развития сети «Агроэкспрессов» ‒ это увязка существующих и планируемых ОРЦ и АЛЦ в наших странах, что позволит создать эффективный сервис, как для взаимных, так и экспортных перевозок агропромышленной продукции.

Общеизвестный факт, что пандемия стала драйвером развития электронной коммерции.

«Казахстан ставит перед собой весьма амбициозную цель по достижению 15%-й доли электронной коммерции в общем объеме ритейла, это почти семь млрд. долларов США. Достижению этой цели в немалой степени посодействовало распространение пандемии COVID-19. Так, благодаря цифровизации торговли, мы увидели в Казахстане небывалый рост электронной коммерции, а также запуск новых IT-проектов. Если говорить о конкретных цифрах, то объем электронной торговли по итогам девяти месяцев текущего года составил 981,3 млрд тенге, ее доля в общем объеме розничной торговли составляет 10,7%.», — продолжил собеседник.

Начиная с 2014 года объемы электронной торговли выросли практически в 10 раз. С 165 млрд. тенге в 2014 году до 960 млрд. тенге в 2020 году. Пандемийный 2020 год оказал колоссальное влияние на развитие сектора электронной коммерции в Казахстане. Однако это стало возможным не только по причине пандемии, но также и тем условиям, которые были созданы в Казахстане.

Что сделал Казахстан: разработал учебный курс по электронной коммерции для студентов в целях обучения всех желающих заработать онлайн и узнать про новые тренды в этой сфере; оказал точечную поддержку казахстанских компании, которые хотят выйти на цифровые платформы.

В текущем году в рамках сотрудничества между Министерством торговли и интеграции РК и BTS Education разработан курс по Электронной коммерции для студентов Казахстана. Цель курса – обучить всех желающих зарабатывать онлайн, рассказать про тренды в электронной коммерции.

«Помимо наращивания компетенций граждан в данной сфере, наша организация также оказывает и точечную поддержку компаниям, желающим торговать по цифровым каналам. А начиная с сентября 2020 года QazTrade выступает оператором по выводу ОТП на международные торговые площадки, в частности Alibaba.com. В рамках программы 150 казахстанских компаний получили «золотые аккаунты» на электронной платформе Alibaba. Благодаря этому отечественные производители экспортировали продукцию на сумму свыше 120 млн. долл. США», — рассказал руководитель компании.

Другим интересным показателем является то, что данный инструмент стал весьма востребован среди бизнесменов. Имеется кейс, когда компания совершила свой первый экспорт через платформу, и по истечении срока действия Золотого Аккаунта продлила его за свой счет, так как увидела огромный потенциал в данном канале сбыта. На текущий момент уже пять таких компаний продлили действие своего аккаунта самостоятельно. Сейчас уже более 4 000 казахстанских товаров размещены на торговой площадке.

«Хочу особо отметить, что благодаря данной мере, мы потихоньку начинаем осваивание новых рынков сбыта, таких, как Марокко, Израиль, Европа, США, Арабские страны и др. А шестого декабря 2021 года была подписана Дорожная карта между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан по доведению товарооборота до 10 млрд. долларов между нашими странами в ближайшие пять лет. Дорожная карта подписана первым заместителем премьер-министра Республики Казахстан Р. В. Скляром и заместителем премьер-министра Узбекистана — Министром инвестиций и внешней торговли С. У. Умурзаковым», — поделился собеседник.

Документом предусмотрены ряд совместных мероприятий. Рассматривается возможность синергии с узбекским коллегам по созданию Центрально-Азиатского павильона на платформе компании Alibaba.com. Для создания национального павильона, политика компании предусматривает единовременное размещение более 17 тысяч товарных позиций от 350 поставщиков. В связи с чем, считается целесообразным предложение формирования совместного павильона стран Центральной Азии и выработка единой позиции для проведения переговоров с Alibaba.com.

«Вместе с тем, нашей компанией проводится проективная работа по информационному сопровождению потенциальных участников международной электронной коммерции. Для удобства представителей бизнеса, разрабатываются брендбуки с пошаговыми алгоритмами по выходу на новые платформы. Обо всех возможностях информирование ведется через телеграмм-каналы и отраслевые чаты»,— добавил спикер.

Уже третий год подряд в Казахстане реализуется Программа экспортной акселерации, благодаря которой 136 компаний пищевой, машиностроительной, химической, легкой отраслей, сектора услуг, начали экспортировать на новые рынки. Страны Центральной Азии, в первую очередь, Узбекистан проявляют огромный интерес к ИТ-разработкам наших отечественных компаний.

В рамках визита президента Узбекистан г-на Мирзиеева в г. Нур-Султан представителям Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан был презентован казахстанский инновационный проект для автоматизированной диагностики инсульта головного мозга на основе искусственного интеллекта. Разработчиком является компания ТОО «Cerebra», которая входит в топ-10 инновационных проектов мира в сфере искусственного интеллекта. Ранее компания заключила меморандум с Национальной палатой инновационного здравоохранения Узбекистана о запуске пилотного проекта.

«Хочется отметить, что проект успешно внедрен в Казахстане в 17 инсультных центрах. Пилотные проекты запускаются в России, Кыргызстане и южной Корее. Прошу обратить внимание на возможности, которые предоставляет проект для инновационной медицины. Надеемся на совместный запуск таких передовых проектов, который позволит минимизировать количество больных с диагнозом инсульт в наших странах», — добавил рассказчик.

В рамках своей последней поездки в Узбекистан, министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов предложил сформировать совместную программу акселерации между Казахстаном и Узбекистаном. Эти мероприятия предусмотрены Дорожной картой, в связи с чем, планируется формирование рабочей группы на базе экспортных агентств, которая проработает механизмы реализации данных проектов, позволяющих увеличить объемы взаимной торговли, а главное наладить долгосрочные каналы поставок наших товаров и услуг. Начиная с текущего года, организация также оказывает поддержку ИТ-компаниям в части возмещения части затрат при выходе на внешние рынки.

«Еще одним проектом, реализуемым нами совместно с Международным торговым Центром и ЕС, является долгосрочный проект по поддержке внутри-региональной и международной торговли в Центральной Азии Ready4Trade Central Asia. В рамках первого модуля данного проекта уже обучили девять национальных бизнес-тренеров, которые занимаются вопросами обучения МСБ вопросам ведения онлайн-торговли. Отобрали 45 представителей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере текстиля, швейного дела, ремесленничества и агробизнеса, представители которых проходят обучение. Благодаря реализации данного проекта мы рассчитываем сформировать пул отечественных предприятий, активно ведущих свой бизнес в онлайн-среде. Мы со своей стороны готовы оказать всю необходимую поддержку, поделиться своим опытом и найти новые точки соприкосновения», — рассказал спикер.

В настоящее время Министерством торговли и интеграции активно внедряется система анализа данных по данным операторов фискальных данных (ОФД).

Это открывает огромные возможности по оперативному анализу данных, включая изменения объемов продаж и цен в разрезе каждого наименования товаров. Обеспечивается учет реальных изменений в любом населенном пункте.

В настоящий момент данная система уже используется для отслеживания изменения цен на социально значимые продовольственные товары.

Вместе с тем имеются и определенные трудности при анализе данных. Основная проблема – отсутствие Единого каталога товаров, что пока не позволяет в автоматическом режиме обрабатывать все массивы данных – требуется «ручной контроль».

Проблемные вопросы поэтапно решаются, запланирована разработка и внедрение Единого каталога товаров.

 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0