среда, 24 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Комитет по защите прав потребителей: «Мы сохраняем баланс интересов продавцов с потребителями»

Для того чтобы решить социально значимые экономические и политические проблемы, активизируются все слои населения. Это способствует улучшению качества жизни казахстанцев, а также устанавливает социальную справедливость и уважение к правам человека. Все эти важные задачи комитетом по защите прав потребителей решаются в первую очередь. Ведомство проводит политику, преследующую главную цель — сделать более сильными институты саморегуляции и совершенствовать уже работающую систему защиты потребительских прав, передает ИА «NewTimes.kz».

фото Вечерняя Астана
фото Вечерняя Астана

25 июля 2019 года при Министерстве торговли и интеграции Республики Казахстан был создан Комитет по защите прав потребителей. За небольшой период времени в два с половиной года Комитет рассмотрел 52 119 обращений, из которых за 2019 год – 5 977 и за 2020 год – 20 919, в 2021 году в комитет обратилось 25 223 граждан.

Благодаря мерам, которые принял Комитет и его территориальные департаменты в 2020 году потребителям возвратили 249 млн. тенге, а в следующем году гражданам вернули больше 363 млн. тенге.

Кроме этого, Комитет занимался осуществлением анализа и мониторинга обращений граждан, они в последующем могут служить основаниям для разрешения системных вопросов, которые возникают у граждан.

По итогам проведенного анализа по поступившим жалобам в 2021 году потребительские права нарушались: розничная торговля (55,4%), по бытовые услуги (15,2%), в электронная торговля (5,3%), по услугам ЖКХ (4,3%), по услугам транспорта (с авиаперевозками) (3%).

В начале текущего года все материалы с результатами проведенного анализа направлены в отраслевые государственные органы для принятия ими соответствующих мер, по разработке новых или совершенствованию действующих НПА и документов по стандартизации.

В свою очередь, в 2022 году, Комитет совместно с КТРМ и Казахстанским институтом стандартизации и метрологии начал проработку вопросов по широкому использованию национальных стандартов, действующих в стране. А также по составлению обновленных национальных стандартов отраслевыми государственными органами, повышающих уровень жизни граждан, преимущественно в тех сферах экономики, где имеются многочисленные заявления граждан.

По линии законотворческой работы: со второй половины 2019 г. по июнь 2020 г. Комитет разработал и принял первый пакет поправок в законы по вопросам ЗПП:

— расширился перечень обязанностей продавцов;

— уполномоченный орган обладает полномочиями контроля государства;

— включены в КоАП штрафные санкции за нарушение потребительских прав;

— законодательно закреплены функции общественного контроля;

— включены нормы Единой информационной системы по защите прав потребителей;

— заявления граждан рассматриваются по трехступенчатому алгоритму.

Так, в июле 2021 года, проведен первый Межведомственный совет по ЗПП при Правительстве РК, где общественные организации озвучивали свои предложения по совершенствованию системы ЗПП;

— в октябре 2021 года Правительству направили ежегодный аналитический доклад о том, как обстоят дела в сфере защиты прав потребителей. Доклад отражает общественное мнение и требующие решения задачи;

— в соответствии с Планом мероприятий Правительства по построению целостной системы ЗПП Комитет приступил к разработке второго пакета поправок в законодательные акты, обусловленный совершенствованием правовой и организационной основы законодательства, изучением международного опыта, гармонизацией законодательства стран ЕАЭС, ликвидацией правовых пробелов, а также с усилением роли НПО;

— 23 ноября 2021 года Правительства провело заседание, на котором были озвучены инициативы законопроекта, позволяющие совершенствовать систему защиты прав потребителей на новый уровень.

На сегодняшний день, проекты концепций направлены в МЮ для рассмотрения на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

Внесение второго пакета поправок в Мажилис Парламента запланировано на второе полугодие 2022 года.

В целях реализации концепции «Слышащего государства» в законотворческих инициативах КЗПП в большей части (65%) учтены предложения общественных объединений потребителей, а также бизнес сообщества и требуют законодательного закрепления:

1) статуса Национальной ассоциации потребителей;

2) института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.

В 2021 году был проведен социологический опрос. По его результатам 56% из 20 тысяч опрошенных респондентов из 17 областей Казахстана выразили поддержку инициативам департамента ЗПП.

Для разработки новел аконопроекта был учтен опыт развитых стран, а также были учтены руководящие принципы организации объединенных наций.

Президент нашей страны на расширенном заседании Правительства подчеркнул, что отечественные потребители переплачивают тарифы и комиссии различным операторам и посредникам. Это происходит по вине принятых НПА, потому что при их разработке интересы общества не учитываются, а учитываются только интересы бизнеса.

В связи с этим вторым пакетом поправок в законы предусмотрено распространение базовых принципов ЗПП на отраслевые НПА путем обязательного участия общественных объединений потребителей в разработке проектов.

Кроме законотворческой работы в 2022 году Комитетом совместно с МОН РК планируется разработать план мероприятий, согласно которому будет проводиться работа, повышающая правовую грамотность в вопросах защиты прав потребителей, подразумевающее включение необходимых требований в государственные общеобязательные стандарты образования и программы.

Более того, в текущем году запланирована реализация государственного социального заказа по представлению безвозмездных консультационных и представительских услуг для категории лиц, относящихся к социально-уязвимым слоям населения.

А также будет осуществлена реализация информационно-просветительской работы и социологический опрос в рамках государственного социального заказа.

Под координацией Комитета со второй половины 2020 года была разработана информационная система защиты прав потребителей «Е-тутынушы», что является аналогом централизованной электронной жалобной книги. Здесь любой гразданин будет иметь возможность по принципу «одного окна» пожаловаться на недобросовестных предпринимателей.

Обе стороны без проблем смогут отслеживать все процессы рассмотрения жалоб потребителей. Если продавец нарушит сроки рассмотрения жалоб покупателей, то информация об этом может быть направлена в государственный орган.

«Е-тутынушы» функционирует с начала января 2021 года.

В текущем году по итогам пробации «Е-тутынушы» будет совершенствоваться: будет осуществляться оцифровка функций мониторинга, статистики, анализа в целях автоматизации процессов получения аналитических данных и упрощение для потребителей процессов подачи их жалоб в адрес предпринимателей, недобросовестно выполняющих свою работу по принципу «одного окна» и другие задачи.

27 декабря 2021 года законопроектом по вопросам промышленной политики по инициативе депутатов Парламента РК были введены нормы технически сложного товара. Государственный орган МИИР является его разработчиком. К технически сложному товару, согласно закону, относятся исключительно сельскохозяйственная техника, транспортные средства, водные и воздушные суда.

В обосновании сравнительной таблицы законопроекта по вопросам промышленной политики, опубликованной на интернет-ресурсе палат Парламента РК: «термин «технически сложный товар» необходимо законодательно закрепить для того, чтобы в нормативно правовых актах предусмотреть мировую практику отзывных кампаний технически сложных товаров, а также для классификации товаров и определения сроков возврата и обмена при их существенных недостатках.

Термин «технически сложный товар» определен в законодательстве всех стран участниц Евразийского экономического союза, следовательно, необходимо гармонизировать законодательство стран в части классификации товаров и устранить пробел.

Определение понятия «существенный недостаток» позволит реализовать права потребителя потребовать возврата денег или заменить товар в случае невозможности или нецелесообразности устранения недостатков товара.

Законодательство стран-партнеров по ЕАЭС предполагает, что в плане технически сложного товара необходимость замены товара, или расторжения договора купли-продажи покупатель вправе заявлять в случае обнаружения существенных нарушений к качеству товара. Таким образом, если ремонт невозможен либо нецелесообразен, то за потребителем сохраняется право вернуть деньги или товар. В плане ужесточения ответственности бизнеса перед потребителями в рамках законопроекта включение этой нормы даст возможность сохраненя баланса интересов покупателей и предпринимателей. Потребителя защищает закон, таким образом продавец должен ликвидировать недоделку в рамках своих гарантийных обязательств.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0