Если государственные органы станут прозрачно тратить деньги налогоплательщиков, тогда главный финансовый документ страны станет более сбалансированным, и граждане увидят, что их деньги используются по назначению. Каким образом можно улучшить процесс подотчетности использования государственного бюджета, чтобы каждый казахстанец мог в любой момент найти нужную информацию? На этот вопрос корреспонденту ИА «NewTimes.kz» ответил директор некоммерческой общественной организации Integrity Astana, член Общественного совета Жанат Нургалиев.
«Мы привлекли в свою команду амбициозных и профессиональных экспертов в области прозрачности бюджета и закупок, защиты прав человека. Это, прежде всего люди, ориентированные на достижение поставленных целей и выполнение задач в рамках развития гражданского общества. В рамках деятельности нашей организации мы занимаемся исследованиями и экспериментальными разработками в области общественных и гуманитарных наук, а так же развитием институтов местного самоуправления. Для совершенствования процесса подотчетности использования государственного бюджета в первую очередь нужно оцифровать все документы, начиная от бюджетной заявки, заканчивая аудитом госбюджета, а так же предоставить открытый доступ в машиночитаемом формате, чтобы любой гражданин смог посмотреть эти данные», — рассказал собеседник.
Спикер рассказал о том, что необходимо привлекать общественные институты для того чтобы граждане могли отслеживать куда тратятся их деньги. И контроль за надлежащим расходованием этих денег – одна из основных задач Общественного совета. От этого зависит реализация конкретных предвыборных обещаний партии.
«Находясь в составе Общественного совета, я так же занимался вопросами бюджетной прозрачности, бюджетной адвокации, мониторингом государственных закупок. Вы знаете, что общественный совет рассматривает проекты нормативно-правовых актов, разрабатываемых местным исполнительным органом, в частности, акиматом. Это проекты программ развития, заслушивание отчетов администраторов бюджетных программ, проект бюджета, разработанного, утвержденного, уточнения в бюджет. И мы работали над тем, чтобы акиматы могли максимально обосновывать расходы, чтобы приоритеты были с учетом потребности граждан, с учетом того чтобы обоснование было детальное и давало объяснение тому, почему они направляют расходы на определенные проекты или финансируют определенные отрасли. Проводилась планомерная работа над тем, чтобы местные органы показывали детализацию, задавали вопросы, выдвигали предложения при распределении приоритетов. И если мы видели, что идут необоснованные расходы бюджетных средств или они используются не эффективно, то мы отменяли какие-то кейсы государственных закупок», — продолжил спикер.
В пример он привел случай, когда была отменена запланированная реконструкция флагштока за 1.4 миллиарда тенге или переоборудование ипподрома за 6.2 миллиарда тенге.
«Мы продолжаем заниматься этой деятельностью, только уже не в рамках Общественного совета, а как самостоятельная общественная организация, специализирующаяся на вопросах бюджетной прозрачности, бюджетной адвокации, обеспечением прозрачности государственных закупок и развития местного самоуправления. Находясь в составе Общественного совета, мы занимались обширной деятельностью, начиная от экологии, завершая бюджетом. Мы рассматривали нормативно-правовые акты в сфере экологии, культуры и образования. Моей специализацией было все, что связано с бюджетными расходами», — продолжил рассказчик.
Спикер так же рассказал, что в сфере образования так же были необоснованные расходы, на которые не были предоставлены объективные расчёты.
«Так, например, нами было отменено решение о выделении Управлением образования 200 миллионов тенге частному учреждению «Казак аруы». Так как не была доказана целесообразность выделения такой крупной суммы. Другой пример, высшее учебное заведение, международный университет «Астана», у которого к тому времени не было материальной базы, профессорско-преподавательского состава, истории работы. Но при этом учебное заведение получало госзаказ на сумму свыше 50 миллионов тенге. Нами так же было высказано мнение о нецелесообразности выделения бюджетных денег данному учреждению образования. Как известно, деятельность Общественных советов носит рекомендательный характер. И мы, на сколько это было возможно, влияли на правильность выделения денежных средств и старались проследить за тем, чтобы деньги налогоплательщиков использовались рационально», — поделился руководитель общественной организации.
Общественными советами являются консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые министерствами или органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан.