В Казахстане ежегодно сокращается количество сельских школ из-за большой разницы в финансировании с городскими, передает ИА «NewTimes.kz» с ссылкой на ranking.kz
Столица каждый год выделяет миллиарды тенге из государственного бюджета на флагманские образовательные проекты, названные в честь первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) должны были стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследования, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ на всех уровнях обучения, — от начальной до старшей школы.
Подобная сеть академически свободных школ призвана взрастить для РК сильный корпус технократов. В то же время остальным школам страны необходимы достаточная оснащенность и достойное финансирование для достижения таких же высоких результатов. Однако во многом общеобразовательные школы все еще работают по советской системе и имеют более низкий уровень успеваемости.
По данным аналитиков, средства на работу НИШ частично поступают из республиканского бюджета: в 2022 году было выделено 12,4 млрд тенге. В то же время расходы на государственные школы составили 1,2 трлн тенге. Сюда входят статьи расходов на обеспечение доступности качественного школьного образования, модернизацию среднего образования и повышение квалификации учителей.
Хотя общая сумма средств, полагающихся обычным школам, и кажется более весомой, однако при пересчете на одну школу ситуация меняется.
По данным бюро национальной статистики за 2021-2022 учебный год, в Казахстане насчитывается 7550 школ и 21 НИШ. Таким образом, бюджет на одну государственную школу в 2022 году составляет 159 млн тенге. Это в 3,7 раза меньше, чем бюджет одной НИШ (592,1 млн тенге).
Читайте также: 7 школ в СКО закрыли из-за нехватки учеников
Кроме того, депутат Мурат Бактиярулы в июне этого года заявил о более существенной разнице в финансировании — в шесть раз.
Министр просвещения Асхат Аймагамбетов еще в августе сообщал, что в настоящее время в стране не хватает более 260 тыс ученических мест и к 2025 году эта цифра может вырасти до 1 млн. Из-за дефицита мест, по разным данным, действует более сотни школ, в которых дети учатся в три смены.
В итоге разница в финансировании, большой разрыв между сельскими и городскими школами в плане их материально-технической базы, а также социально-миграционные факторы приводят к сокращению количества сельских школ.
Сообщается, что в 2015 году насчитывалось около 5546 сельских школ, а к концу 2021 года их осталось всего 5262.
Кроме того, в 2020-2021 учебном году 34 средние школы находились в аварийном состоянии и почти все они работали в сельской местности.
Согласно данным из национального сборника, опубликованного в 2022 году:
На качество образовательного процесса влияет и наличие новых модифицированных классных комнат. В комплект классных комнат входят специализированная мебель, мультимедийные программы, интерактивное оборудование. Поставка таких классов и интерактивных досок в школы РК началась еще в 2005 году. Однако к концу 2020 года почти треть школ (29,3%) не имеет кабинетов новой модификации
В сельских школах также наблюдаются относительно низкие квалификационные характеристики педагогического состава. Так, доля учителей с высшей категорией в сельской местности составила всего 18,5% от общей численности, а в городской — 31,2%. Четверть педсостава городских (23,7%) и сельских (24,1%) школ составляют преподаватели, которые вообще не имеют категорий.
Читайте также: Состояние школы в Жанаозене шокировало пользователей Сети
К слову, в нескольких школах Павлодарской области учебный год начали в домах культуры. Подрядные организации, ремонтирующие школы, не успели уложиться в срок.
Также ученикам школы в Алматинской области приходится заниматься в частном доме и бегать в туалет на улицу.