Основатель разговорного клуба казахского языка Batyl bol Алексей Скалозубов рассказал, чем «казахские» русские отличаются от русских из России и как следует относиться к россиянам, которые спасаются в Казахстане от мобилизации, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на rus.azattyq.org.
По его словам, различий — масса, и прежде всего культурных.
«У русских в Казахстане развита терпимость к другим национальностям, культурам, религиям. Казахстанские русские выросли в мультикультурной национальной среде, где с детства прививается уважение к другим. Во многом это продиктовано естественными обстоятельствами: когда ты живешь и формируешься в культурном котле, где смешано много разных этносов, то учишься со всеми дружить, общаться, взаимодействовать. В России, к сожалению, не так. Подавляющим этносом там являются русские, и у многих закрепилось отношение, что это национальное государство, которое принадлежит русским, а все остальные — гости, приезжие, эмигранты. Я впервые это почувствовал, когда лет в 13 поехал к родственникам в Нижний Новгород: отчетливо помню надписи на стенах «Россия для русских». Я был шокирован, что такое вообще возможно», — пояснил свою точку зрения Алексей Скалозубов.
Также он отметил, что русские из Казахстана делятся на две категории: те, кто прошел обучение в современном Казахстане, во второй те, кто вырос во времена Советского Союза.
И между этими двумя поколениями, по мнению Алексея, лежит большая культурная пропасть.
«Ребята, которые выросли в современном Казахстане и прошли обучение в современной школе, имеют совершенно другое мировоззрение. Они знают, что земли Казахстана в течение многих сотен лет принадлежали казахам, много знают про Золотую Орду, Казахское ханство, знают про колониальное прошлое, знают про ашаршылык, про массовые репрессии. Старшее поколение, 35 плюс, в большинстве своем мыслит так же, как мыслят в России. Люди могут со всеми дружить, серьезно любить Казахстан, но при этом думать, что Алматы — это Верный, а Северный Казахстан — это земли России. Многие так думают, и это большая проблема, которую никак не изменишь, потому что люди сформировались в этой парадигме», — считает основатель разговорного клуба.
Вместе с тем Алексей рассказал, что многие русские в Казахстане, особенно жители поселков, где нет кабельного телевидения, смотрят российские каналы и попадают под влияние кремлевской пропаганды.
«Молодежь, конечно, телевизор сейчас не смотрит, особенно новостные и пропагандистские каналы, но старшее поколение активно эту информацию потребляет, верит и поддерживает все, что там говорят», — говорит мужчина.
Журналист Петр Троценко попросил его разъяснить пост о том, что Павлодар нужно переименовать, чтобы большой северный сосед не претендовал на эти территории.
«Один из самых больших империалистических нарративов в отношении Казахстана заключается в том, что даже с самых высоких российских трибун мы слышим, что Россия подарила Казахстану земли и что в какой-нибудь момент придется эти подарки возвращать. Таким образом, даже само название Павлодар звучит словно это и есть тот самый подарок. Я не против того, что в Казахстане есть города с русскими названиями, но мне не нравится, что это звучит так, словно наши северные территории имеют какое-то отношение к России. И когда у Павлодара будет казахское название, мы избавимся как минимум от одного аргумента в пользу так называемого «подарка». Чем меньше подобных аргументов, тем лучше», — разъяснил он.
Вместе с тем Алексей высказался о своей позиции к войне между Украиной и Россией. По его словам, в начале марта в мире появилась огромная волна ненависти к России, к россиянам в целом и русским в частности. В том числе и к русским Казахстана. Потому как они задавались вопросом: если завтра будет не Донбасс, а Северный Казахстан?
«Тогда я набрался смелости и записал видеообращение, в котором говорил, что своей родиной считаю Казахстан, что я русский, что я против войны в Украине и против посягательства на чужие страны, в том числе и на нашу страну. На это видео была бешеная реакция, для многих оно стало отдушиной, надеюсь, что я немного успокоил людей. И потом многие русские ребята начали высказываться. Градус напряжения очень сильно спал благодаря действиям ребят, которые не побоялись высказаться этой весной. Мне говорил один человек, казах: если в Казахстане, не дай бог, случится какой-нибудь национальный конфликт, русские так долго молчат, что им даже нечего будет сказать в свою защиту. Поэтому я думаю, что нужно больше говорить от лица русских, в том числе простые истины: наша родина — Казахстан, мы любим свою родину, мы хотим учить язык, понимать друг друга, понимать и любить культуру, а в случае чего мы будем воевать за Казахстан. Мы не партизаны, не сепаратисты, мы будем стоять за свою родину и свой народ. Русским в Казахстане нужно понимать и показывать это. Когда ты молчишь, окружающие могут подумать о тебе что угодно, а когда ты говоришь, твоя позиция ясна», — считает спикер.
Также Алексей Скалозубов ответил на вопрос, как он относится к тому, что в РК сейчас массово едут россияне. Он ответил, что среди бегущих много порядочных людей, которые против войны, но есть и те, кто поддерживает позицию президента РФ Владимира Путина, и единственное, что их не устроило, — это мобилизация.
«Я не знаю, сколько из приехавших россиян против войны, сколько за, но я считаю, что наплыв такого большого количества россиян несет в себе множество опасностей для нашего государства. Это могут быть опасности самого разного толка, например, тот же самый империализм. Пока что эти люди ведут себя тихо, но не исключено, что потом будут жаловаться, что их где-то обидели, где-то оскорбили, где-то попросили говорить на казахском. Другой момент, что в личном общении россияне могут настрополить наших местных русских, мол, здесь вы люди второго сорта, а в России были бы своими, о вас бы государство заботилось. По крайней мере, такая риторика часто слышится в соцсетях. Для россиянина, приехавшего в Казахстан, все не так, как он привык. Грубо говоря, если в России ты главный и это твоя страна, то в Казахстане у тебя меньше прав хотя бы потому, что ты не гражданин этой страны», — говорит он.
Основатель языкового клуба также поведал, что никогда не сталкивался со сложностями в учебе или работе из-за того, что он русский. По его словам, наоборот, переехав в Алматы, он видел противоположные ситуации, когда парень-казах пытается заказать еду, не зная русского языка.
«Его не могут обслужить. И я представляю, как ужасно он себя чувствует, когда в своей родной стране на своем родном языке не может сделать заказ. Не говоря уже об устройстве на работу, когда у нас практически все компании русскоязычные и без знания русского очень сложно заработать себе на существование. Но все равно ситуация меняется. По работе я обзваниваю клиентов и понимаю, что мне чаще нужно разговаривать на казахском языке. И, как менеджеру по продажам, мне иногда легче разговаривать по-казахски, чтобы быстрее друг друга понять и найти точки соприкосновения», — рассказал мужчина.
В заключение его спросили, были ли у него проблемы с национальной самоидентификацией, как у русского, который родился в Казахстане.
«Я считаю, что я казах. Это моя политическая национальность. Я родился на казахской земле, мой отец родился здесь и мой дед. На протяжении поколений наша семья вливалась в казахское общество и культуру. Все мы были довольны своей жизнью и в каждом поколении принимали решение оставаться здесь. Этнически я русский. Это то, как я выгляжу, это мой родной язык, вера и культурные особенности. Я вижу этнических русских Казахстана как отдельный род в казахском обществе, по аналогии с кожа, торе, ногай-казахами, или, может, даже как отдельный жуз. За границей всех граждан Казахстана, в том числе и меня, называют казахами. Почему бы и нет? Поэтому слово «казахстанец» я не использую. Нет такой нации, как нет национальности европеец или евразиец. Слово «национальность» должно исчезнуть из употребления в принципе. Это пережиток советских времен, смешивающий политическую и этническую самоидентификации, вносящий в общество путаницу и раздор», — ответил Алексей Скалозубов.
Далее он рассказал, что серьезно начал учить казахский язык при переезде в Алматы. В 2019 году он снял квартиру рядом с мечетью, в «казахском районе», где начал практиковать изучение языка. Ему охотно помогали официанты в кафе, но у него не было столько денег, чтобы каждый день ужинать за деньги. Тогда он стал искать разговорные клубы. В тот период у Алексея появилось много друзей из Тараза и Шымкента, которые говорили с ним на казахском. За несколько месяцев он подтянул разговорный уровень. Затем он пошел к репетитору, который ему не помог, так как преподаватель «грузил» его грамматикой.
«И только этой весной я предложил своим подписчикам открыть разговорный клуб и был шокирован массовой поддержкой. И все пошло, все получилось, и наш клуб Batyl bol функционирует в десяти городах Казахстана. Все бесплатно, многие волонтеры уже устали, многие выгорели, очень сложно развивать программу, но мы стараемся, сейчас пытаемся оформить наш клуб юридически, как общественный фонд, чтобы получать какое-то финансирование. Конечно, мы нашли способы сделать все максимально бесплатно, нашли бесплатное помещение, нашли ребят, которые могут бесплатно распечатать материалы. И это настолько актуальный проект, что нам было нетрудно найти поддержку», — поделился Алексей Скалозубов.
Формат его клуба ориентирован на то, чтобы люди приходили и начали сразу разговаривать. Поэтому они построили систему на диалогах на самые жизненные и бытовые темы. Одна из первых тем — покупка еды в магазине и поход в кафе. Все диалоги построены на личном опыте мужчины: он заходил в столовую рядом с работой, начинал спрашивать, записывал, как спрашивал, как ему отвечали. Все диалоги позже перенес в брошюры.
«Было сложно начать, я стоял и ждал, пока все люди уйдут, чтобы мне не было стыдно сделать заказ на казахском. В Batyl bol ребята не учат грамматику — исключительно то, что пригодится в жизни. И очень часто мы проводили мини-экзамены: после занятий шли в кафе и заказывали еду на казахском. Даже ребята из России, которые не знают букв, очень быстро ориентируются. Так что эта методика реально работает», — резюмировал основатель клуба.