Алматинский волонтер Жандос Сеит рассказал о том, что творилось в алматинской больнице скорой медицинской помощи год назад, во время январских событий. Активист дежурил в медучреждении сутки и стал свидетелем тех трагических событий, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом он написал в своем Twitter-аккаунте.
«Это были самые долгие и жуткие сутки в моей жизни. За эти сутки были раненые с огнестрельными ранениями с обеих сторон, убитые, обгоревшие и захват больницы вооруженными людьми», — написал алматинец.
По словам Жандоса, с утра 6 января прошлого года с побоями и огнестрельными ранениями начали везти полицейских и военнослужащих. Врачи БСМП дежурили вторые сутки, так как не могли уехать домой из-за опасности передвижения.
«Говорили, что всю ночь все операционные были забиты пострадавшими. Сразу же после того, как меня определили под руководство дежурного хирурга, бывшего кадрового офицера, ответственного за ГО в больнице, мы определили место эвакуации персонала в случае нападения на больницу. Это была комната рентгена с металлическими дверями, запирающимися изнутри. Первой в мое дежурство приехала патрульная машина. Привезли своего коллегу с пулевым ранением в руку. Силовики еще не получали приказ открывать огонь на поражение и несли потери. Они заняли круговую оборону и охраняли больницу, пока оперировали их коллегу. Сразу же после операции полицейский уехал. Следом привезли перебитых срочников нацгвардии. Зрелище не для слабонервных было», — вспоминает Жандос Сеит.
Он рассказал, что из-за отсутствия связи было очень мало информации, но кое-что медикам и волонтерам удавалось узнать.
Например, то, что накануне было нападение на Калкаманскую больницу. По словам Жандоса, позже стало известно, что там пропадали трупы из морга.
«Волонтеры не могли довезти еду в осажденную больницу. И всех раненых везли к нам из-за осады. После обеда начали поступать митингующие. Началась суета. С криками к больнице шел парень и нес на руках другого парнишку. Я выбежал ему навстречу, так как все это время стоял на шухере у входа. Мы вдвоем за руки и ноги донесли пострадавшего ко входу, где его переложили на каталку. В смотровой лишь констатировали смерть. Он уже был остывший при поступлении. Пулевое в затылок. Как же плакал его друг, а позже и родные, которые приехали через несколько часов. Парню было 19 лет. Студент. Читал про него позже. Писали, что мимо шел. По факту были как ультрас. По крайней мере, парень, который привез труп. На нем спортивная одежда и велосипедные перчатки. Учитывая то, что они приехали из Калкамана, где тоже было жарко, я сделал такой вывод», — делится волонтер.
За эти сутки у него накопилось немало пугающих, жутких воспоминаний.
«Чуть позже к больнице подъехала белая «Камри» без номеров и остановилась недалеко от входа. Мы немного напряглись, но из машины начали звать на помощь. Мы подбежали к машине. Ветровые стекла были раскрошены. В водительской двери — пулевые отверстия. Внутри мужчина лет 35-37. Ранение в почку. С трудом вытащили его из машины и положили на каталку. От каждого движения боль и крики. Машина простояла до утра у больницы, пока не забрали родственники. Номера оказались в багажнике. Приводили чуваков с ушибами, порезами, переломами. Все как один: упал, поскользнулся, удостоверения нет, адрес не знаю. Кто-то из таких пациентов в накопителе скинул огромный кухонный нож», — вспоминает Жандос.
По его словам, к тому времени уже темнело и раненых становилось больше. Сказали, что на площади открыли стрельбу и по Фурманова лежат трупы. Началась осада Жетысуского РОВД и непрерывная канонада с площади, откуда начали подвозить раненых.
«Подъехал старенький паджерик. Парень с девушкой с криками попросили каталки. Открыли багажник, а там три человека штабелями друг на друге. Говорят, просто вдоль дороги валялись. Они остановились и загрузили их к себе. Привезли полностью обгоревшего человека. Сказали, что проходил мимо АЗС где-то по Толе би или Ташкентской (не помню) и там сливали бензин мародеры. Кто-то, наверное, рядом закурил, и у человека обгорело все, что ниже шеи. Потом приехал конторский спецназ. Привезли нескольких своих трехсотых. После комендантского часа приехал автобус ВВ и забрал всех своих раненых военнослужащих. Забрали абсолютно всех своих, так как в случае захвата могла быть расправа над военными», — рассказал алматинец.
Он вспомнил, как поздно ночью привезли бабушку с пулевым ранением в бедро. Машину обстреляли на Самале. Таксист, который вез женщину из Шымкента, не знал, что район площади простреливался. Ее долго оперировали и, к счастью, спасли. Ее сын и таксист пробыли в больнице до утра.
По словам Жандоса, за время его дежурства было две эвакуации медперсонала.
«Первая — когда спецназ занял круговую оборону перед больницей. Мы спрятали всех женщин и молодых в кабинет рентгена, а сами ожидали, готовились к рукопашке внутри. Больницу сдавать было нельзя. Наверху были раненые силовики. Из машин показались довольно крупные силуэты группы людей, они шли к нам. Я проорал «эвакуация», и все женщины поднялись наверх. Остались замглавврача и дежурные врачи. Даже казенный охранник слился. С приближением людей становилось все страшнее. Человек 10 спортивного телосложения, у которых было оружие, когда они подошли к центральному входу. После комендантского часа я со шваброй в руках баррикадировал двери скамейками.Они говорят: «Открывай». Я от страха: больница закрыта. В итоге мы им открыли. А куда деваться. Они сказали, что пришли защищать больницу. У всех были пистолеты и автоматы. Причем боевые — «Сайга», ПМ. Ребята быстро заняли позиции у окон. Осмотрели черный вход на случай эвакуации. Пристально наблюдали за каждым из нас и проезжающими машинами, передернув предохранители. Было очень жутко. Даже белые повязки не успокаивали», — вспоминает очевидец.
Жандос часто переписывался с женой, что очень насторожило ночных гостей.
«Они взяли меня за шиворот, заставили разблокировать телефон и показать переписку. Расспрашивали, кто я. Узнав, что волонтер, расспрашивали, что тут делаю и зачем занимаюсь этим сегодня. Сказал им, что периодически в больницу приезжают силовики со своими ранеными, и посоветовал спрятать оружие, когда приедут спецназовцы или полицейские, чтобы не было перестрелки в больнице. Их это сильно напрягло. Спустя 40 минут пребывания они уехали, забрав «скорую» больницы», — рассказал Жандос.
По его словам, перед рассветом звуки выстрелов стихли. Наступила тишина. Врачи немного отдохнули.
«Низкий поклон им за выдержку, профессионализм и хладнокровие. В очередной раз убедился, что герои не носят плащи. Врачи БСМП вытащили стольких с того света за те страшные дни», — отметил участник Кантара.