Мошенничество в РК набирает обороты: за январь-март зарегистрировано уже более 10 тыс уголовных правонарушений — на 1,8% больше, чем годом ранее. Почти половина всех подобных правонарушений — случаи интернет-мошенничества — 4,7 тыс — на 4,2% больше, чем год назад. За весь 2022 год количество уголовных правонарушений по статье «Мошенничество» составляло удручающие 43,5 тыс случаев — плюс 5,9% за год. Из них на случаи интернет-мошенничества пришлось 20,6 тыс правонарушений, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Ranking.kz.
Практически два из каждых пяти уголовных правонарушений по статье «Мошенничество» были совершены в двух столицах — Алматы (1949 зарегистрированных случаев за первый квартал — на 5,4% меньше, чем годом ранее) и Астане (1903 случая — сразу плюс 31,7% за год). В числе регионов-антилидеров также оказались Карагандинская область (692 случая), Шымкент (640 случаев) и Алматинская область (517 случаев).
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка сообщило, что, согласно данным социологического исследования, проведенного в 2022 году, наиболее часто используемые схемы мошенников — хищение персональных данных с помощью ложных рассылок на фишинговых сайтах и мобильных приложениях и маскировка мошенника под работника службы безопасности финансовой организации для обмана граждан с целью получения доступа к личному кабинету в мобильном устройстве.
Согласно исследованию, 55,8% респондентов сталкивались с финансовым мошенничеством, из них 34,2% — с телефонным мошенничеством (фишингом), 32,7% — с интернет-мошенничеством (фишингом). Еще 21,6% опрошенных столкнулись с финансовыми пирамидами, 11,5% — со случаями мошенничества с использованием платежных карт.
«Хуже всего здесь, пожалуй, то, что основной группой риска стать жертвой финансового мошенничества являются люди пенсионного возраста. 50,7% опрошенных старше 63 лет не смогли сразу распознать мошенничество, из них 6,3% частично передавали информацию преступникам и никогда не уточняли данные организации, из которой звонил преступник», — говорится в сообщении.
К счастью, многие банки максимально оперативно реагируют на опасность для своих клиентов и обращения с их стороны, поэтому в случае любых подозрений лучше экстренно обратиться в call-центр за помощью. Так, скажем, в ForteBank с января 2022 года по апрель 2023-го ежедневно поступало в среднем восемь таких обращений. Работники банка консультируют клиентов и предупреждают о схемах мошенничества.
Алматинцы, жители самого опасного в плане частоты мошеннических преступлений региона, наверняка помнят случай, когда полиция с помощью службы безопасности ForteBank смогла задержать телефонного мошенника, выманившего у жительницы этого южного мегаполиса персональные данные и SMS-коды и похитившего с ее депозита внушительные 2 млн тенге. Злоумышленника задержали, обнаружили и его сообщников, обналичивших украденное в одном из торговых центров города.
В то же время так оперативно и продуктивно действуют не всегда и не все банки, ведь, по сути, проблема — на стороне клиента. Как сообщает в числе прочих АРРФР, технические платежи банков хорошо защищены. Основной упор мошенники делают не на взлом технической безопасности фининститутов, а на доверчивость граждан.
И банки, и АРРФР многократно напоминают и предупреждают:
Для понимания серьезности ситуации аналитики отдельно отметили: мошеннических преступлений в РК не просто становится больше — они все сильнее бьют по благосостоянию и безопасности граждан и в целом государства.
Так, размер ущерба, причиненного уголовными правонарушениями по статье «Мошенничество», в первом квартале этого года составил уже 79,6 млрд тенге — сразу в шесть раз больше, чем годом ранее. Для сравнения: за весь 2022 год установленная сумма причиненного ущерба составляла 110,8 млрд тенге. Сразу 30,4 млрд тенге из общей суммы составил ущерб, нанесенный мошенниками физическим лицам, то есть простым гражданам страны. В сравнении с первым кварталом прошлого года показатель вырос почти втрое. Еще 48,8 млрд тенге пришлось на ущерб, причиненный государству, 515,7 млн тенге — бизнесу.