Новая многоступенчатая схема телефонного мошенничества появилась в Казахстане. Атаки злоумышленников стали целевыми: они изучают сферу деятельности жертвы, используют при этом как звонки, так и сообщения в мессенджере, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на 24.kz.
В полиции сообщают, что число преступлений, связанных с телефонным обманом, выросло почти в два раза.
С начала года по настоящее время зарегистрировано 3123 факта интернет-мошенничества. Из них 513 раскрыто. Киберпол, в котором задействованы сотрудники из числа оперативников, следователей и криминалистов, занимаются расследованием преступлений.
В основном аферисты действуют по знакомому всем сценарию: представляются сотрудниками банка и пытаются получить персональные данные жертвы. Но с расширением возможностей интернета и развитием IT-технологий мошеннические схемы становятся все более разнообразными. Одна из таких появилась в Казахстане недавно.
«Аферисты представляются коллегами. Через мессенджер пишут, что сейчас позвонят из контролирующего органа и нужно ответить на звонок. Поступает звонок от мошенников, которые представляются сотрудниками контролирующего органа и говорят, что сейчас с вами свяжутся банковские служащие. Они начинают психологически давить, ссылаясь на то, что это срочно. Через какое-то время звонит банковский служащий, на самом деле это следующий этап мошенничества. Он говорит о том, что нужно открыть счет, перевести деньги», — рассказывает эксперт по кибербезопасности Каиржан Абдрахманов.
Чтобы обезопасить себя, эксперты в первую очередь рекомендуют быть бдительными и перепроверять сомнительные звонки и СМС. Избежать связи с мошенниками могут помочь и новые технологии, например, сервисы по определению номеров.
«Установите двухуровневую аутентификацию на мессенджерах, любых приложениях. Это, например, и пароль, и отпечаток пальцев. Если у вас нет двухуровневой аутентификации, если у вас легкий пароль, мошенникам на самом деле все это легко дается, они могут подобрать пароль, подобрать ваше имя, фамилию и вскрыть ваш мессенджер», ― говорит эксперт.
По данным специалистов, больше 70% жителей страны с начала года получили звонки от телефонных мошенников. Для многих из них эти разговоры обернулись финансовыми потерями. Всего аферисты нанесли казахстанцам ущерб больше чем на 3 млрд тенге.