Депутат фракции НПК Ирина Смирнова адресовала премьер-министру РК Алихану Смаилову запрос о проблемах системы школьного образования после опубликованных проектом PISA результатов, передает ИА «NewTimes.kz».
Она напомнила, что данный проект позволяет оценить изменения, происходящие в системах образования разных стран, и определить эффективность стратегических решений в области образования.
Однако констатация министерством просвещения оптимистичной динамики успеваемости наших школьников по итогам PISA 2022 вызвало бурное обсуждение среди ученых и экспертов образования.
«При анализе мы получили данные, которые не позволяют разделить оптимизма министерства просвещения и авторов реформы», — отметила депутат.
В исследовании 2022 года участвовала 81 страна. Восемь стран участвовали впервые. По математике Казахстан расположился на 46-м месте из 81-го. Однако только около 2 процента учащихся в Казахстане показали наилучшие результаты по математике.
«В Сингапуре, например, это 41% учащихся. А ведь только эти учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать, оценивать подходящие стратегии решения проблем. Доля же наших функционально неграмотных по математике учащихся — 48%. В ОЭСР таких учеников — 31%. Вместе с тем рядом с нами в реестре по математической грамотности расположилась Монголия, впервые участвующая в исследовании. Впереди по результатам страны, которые когда-то были одинаковы или похожи на нашу систему образования, — Украина, Вьетнам, Литва, Латвия, и далеко впереди Эстония, которая обогнала уже и Финляндию — она на седьмом месте. А самое большое количество баллов набрал Сингапур — у него на 150 баллов больше, чем у наших учеников», — привела неутешительную статистику Смирнова.
По читательской грамотности Казахстан на 61-м месте и получил рекомендацию обратить внимание на данную позицию: только 1% учащихся набрал по чтению уровень пять и выше. По естественно-научной грамотности наши учащиеся на 49-м месте.
По ее словам, согласно данным внутри страны, ни по одному направлению ни один регион страны не смог пройти рубеж средних показателей ОЭСР.
«Данные результаты вызывают у нас тревогу, озабоченность, сомнения в правильности реформ школьного образования. Об этом постоянно заявляет общественность страны. К сожалению, Казахстан получил систему образования, которая стала жертвой заимствованных реформ. Одна из основных — это трансляция опыта НИШ в общеобразовательные школы. А сегодня по результатам исследований мы вынуждены констатировать обновленное содержание образования, изначально нацеленное на развитие функциональной грамотности школьников, и международные стандарты не обеспечивают качественное образование», — резюмировала депутат.
НПК предлагает:
1) создать независимую рабочую группу для реальной оценки состояния образования;
2) объективно изучить результаты исследования PISA и других исследований качества образования с целью оценки внедрения реформ в образовании;
3) необходимо срочно разработать и внедрить национальную оценку системы качества образования;
4) вывести комитет из состава министерства просвещения для обеспечения независимости контроля;
5) провести аудит эффективности министерства просвещения на повышение качества школьного образования.
Ранее сообщалось, что Казахстан в рейтинге PISA 2022 — на 42-м месте.