пятница, 20 сентября 2024 г.
icon
478.93
icon
534.96
icon
5.16
Алматы:
icon
22oC
Астана:
icon
12oC
×

Из-за чего дорожные работы в Казахстане превращаются в долгострой

На фоне «бодрой» официальной статистики обращений и жалоб от автовладельцев на качество дорог в регионах с каждым годом становится все больше, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Energyprom.kz.

Фото: NewTimes.kz
Фото: NewTimes.kz

Источник сообщает, что в Казахстане растет индикатор качества дорог. По данным министерства транспорта РК, в прошлом году доля дорог республиканского значения, находящихся в нормативном состоянии, составила 92%. Это самый высокий показатель с 2020 года. Автодорожная сеть местного значения, то есть трассы между городами и селами внутри регионов, судя по статистике ведомства, тоже улучшила свои показатели с 75% до 87%.

«При этом на фоне «бодрой» официальной статистики обращений и жалоб от автовладельцев на качество дорог в регионах с каждым годом становится все больше. А хуже всего то, что растет аварийность на трассах и городских автодорожных сетях. На днях портал Ranking.kz писал о том, что количество ДТП за первое полугодие 2024-го выросло на 88,3% в годовом выражении. При этом доля аварий со смертельным исходом больше именно в регионах, где дороги в худшем состоянии, чем в крупных городах. Например, если в Алматы доля смертельных ДТП составляет всего 1,2%, то в Карагандинской области она достигает 23,6%», - говорится в сообщении.

Представитель министерства внутренних дел РК на заседании правительства прошлой осенью четко обозначил прямую связь между высокой аварийностью и плохим состоянием дорог. В пример был приведен случай страшной аварии на загородной трассе в Карагандинской области, где погибли сразу 9 человек.

После ДТП инспекторы провели обследование и выяснили, что на трассе протяженностью в 248 километров есть 15 участков, где автомобили едут по встречной полосе из-за плохого состояния второй стороны дороги. Проверяющие выяснили, что во многих местах разрушено дорожное полотно, нет разметки, дорожных знаков, есть другие нарушения.

При этом в рейтинге регионов по качеству дорог Карагандинская область стоит на четвертом месте. Доля местных дорог в нормативном состоянии в этой центральной части страны составляет 94%. Хуже ситуация обстоит в Западно-Казахстанской (52%), Актюбинской (75%) и Атырауской (76%) областях. Стоит отметить, что, согласно методологии, в понятие «нормативное состояние» входят две категории — дороги в хорошем и удовлетворительном состоянии. Разница в качестве дорожного полотна в этих категориях может быть существенной. Если в предыдущие годы профильное ведомство публиковало подробные данные о долях хороших дорог и трасс «на троечку», то за последний год данные приводятся только в обобщенном виде.

По информации премьер-министра Олжаса Бектенова, в текущем году на строительно-ремонтные работы на дорогах из бюджета предусмотрено 595 млрд тенге. Из них 50,6% средств потратят на трассы республиканского значения. Общая протяженность всех дорог, где заменят асфальт или положат новый, составит 12 тыс километров.

В настоящее время проекты реконструкции проводят на территориях центральной и юго-восточной частей страны. Здесь указаны только дороги республиканского значения, ответственность за ремонт которых лежит на министерстве транспорта РК. В официальных докладах такие проекты называют переходящими, а в народе – долгостроями.

Министр транспорта Марат Карабаев к числу затянувшихся отнес шесть проектов: «Талдыкорган — Усть-Каменогорск», «Караганда — Алматы», «Мерке — Бурылбайтал», «Актобе — Кандыагаш», «Атырау — Астрахань» и «Казталовка — Жанибек» в ЗКО.

Например, ремонт трассы «Талдыкорган — Усть-Каменогорск», которая проходит по трем областям, ведется почти пять лет. Ее обещают сдать в эксплуатацию в конце текущего года. Еще один проект в Восточном Казахстане затянулся на семь лет. Это реконструкция дороги от Усть-Каменогорска до Бухтарминского водохранилища со строительством участка пути в обход самого длинного в стране Осиновского горного перевала. История этого проекта неоднократно становилась примером неэффективного управления и планирования со стороны чиновников. Дорогу начали строить, не выделив земли лесного фонда на некоторых участках. Вопрос на уровне министерств решался почти три года, за это время уже пришло время корректировать проектно-сметную документацию. Подрядчик ушел, конкурс объявляли снова, желающих участвовать в таком непредсказуемом проекте нашли не с первого раза. По данным портала Inbusiness.kz, общая сумма по проекту приблизилась к 12,8 млрд тенге. Строительство продолжается, приблизительный срок сдачи — до конца 2025 года.

С дорогами, за которые отвечают акиматы регионов, ситуация не лучше, и нареканий они вызывают не меньше. По данным министерства транспорта, только 21% финансирования, предусмотренного в текущем году на дороги областного и районного значения, приходится на местные бюджеты. Основная часть средств идет из республиканской казны. Акиматы некоторых областей даже при низких показателях качества дорог и вовсе не выделяют средств на их ремонт.

По данным Марата Карабаева, к ним относятся Западно-Казахстанская, Костанайская, Абайская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская и Атырауская области.

Помимо финансирования, в регионах много других проблем, напрямую влияющих на качество дорог. Это и коррупционные риски, и низкий (всего 85%) охват местной сети экспертизой качества работ, и проведение среднего ремонта вообще без проектно-сметной документации.

Об этом сообщал руководитель Высшей аудиторской палаты РК Алихан Смаилов. В числе факторов, которые напрямую влияют на снижение качества автодорожной сети, чиновники не раз называли проезд по дорогам общего пользования груженых самосвалов. Пока вопрос был только на стадии озвучивания проблемы. Сейчас Министерство транспорта предлагает с 2025 года вообще ввести запрет для проезда грузовых автомобилей, превышающих весовые параметры, по общим дорогам.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 0