четверг, 21 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
5oC
Астана:
icon
-0oC
×

Драйвер развития села

Как программа «Ауыл аманаты» вселяет уверенность в сельчан и открывает новые неожиданные горизонты, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Реализация инициатив главы государства, озвученных в рамках Послания народу Казахстана, почему-то не вызывает особого интереса у массового читателя. А зря. Ведь практически все сказанное непосредственно касается нас с вами – начиная с социальных программ и заканчивая внедрением инноваций в горнорудной промышленности. Отдельно стоит выделить развитие агропромышленного комплекса, так как от этого зависит не только повышение благосостояние значительной части казахстанцев, занятых в сельском хозяйстве, но и в буквальном смысле наше с вами пропитание. В этом плане особого внимания заслуживает программа «Ауыл аманаты», о которой мы вам сегодня расскажем в максимально доступной форме.

Важное направление

Наверное, не надо обосновывать, что развитие сельского хозяйства для Казахстана несёт в себе огромный потенциал, который трудно переоценить. Масса исследований, в том числе зарубежных, говорят о том, что мы можем прокормить не только себя, но и других. Это аксиома. Но здесь есть и другая сторона, а именно – новые рабочие месте, любимое дело, в котором совмещается приятное с полезным, ну и то, что официально называется повышением благосостояния населения. Можно также привести «побочные эффекты», такие как возвращение людей (особенно молодых) на землю в прямом и переносном смыслах, и как следствие – уменьшение криминогенной обстановки, наркомании, лудомании и других негативных явлений, с которыми, к сожалению, сегодня сталкивается молодежь. Кстати, об этом тоже говорил Касым-Жомарт Токаев, отмечая, что надо воспитывать человека труда.

Положа руку на сердце, надо признать, что в прежние годы также принимались различные программы, призванные «поднять село», но эффекта от них было мало. Причины тоже были очевидны, включая коррупционную составляющую, которая нередко изначально закладывалась в эти проекты. В последние же годы сельчане почувствовали реальные перемены – это тоже факт. Этому способствовало и способствует несколько причин – обратная связь с сельчанами, благодаря чему совершенствуются существующие и принимаются новые программы, контроль за их выполнением усилился на местном и республиканском уровнях (в том числе, прокуратурой и антикоррупционной службой), а по большому счету – личный контроль Главы государства. Но это так, к слову.

Отправной точкой сегодня мы возьмем прошлогоднее Послание Президента народу Казахстана. Впрочем, можно начать и с предвыборной программы Касым-Жомарта Токаева 2022 года, так как она стала некой отправной точкой для работы как раз по увеличению занятости на селе. Речь идёт о программе «Ауыл аманаты», суть которой, если коротко, заключается в развитии сельскохозяйственной кооперации и повышению доходов населения. На эти цели предусматривается затратить суммарно 1 трлн тенге, охватив более миллиона наших сельчан. Причём, треть из них, то есть, порядка 350 тысяч граждан планируется трудоустроить.

Доказала востребованность

Как вы понимаете, это беспрецедентная сумма и, как говорится, «широкий замах», в котором некоторые скептики могут засомневаться. Но уже сейчас сделано достаточно много. Коли мы вспомнили о Послании, то тогда, кроме прочего, Президент сказал: «Программа «Ауыл аманаты» доказала свою востребованность. Следующим этапом ее развития должна стать не просто выдача льготных кредитов, но и стимулирование кооперации личных подсобных хозяйств». Но прежде чем перейти к конкретным примерам, необходимо отметить, что программа рассчитана на несколько лет, а начинать её надо с выработки механизмов реализации.

Так, уже на сегодняшний день Минсельхозом выработаны правила, регламентирующие основные условия и порядок кредитования. Они во многом схожи с действующими, но был предложен и утвержден ряд дополнений. Например, определён конкретный перечень участников программы, а именно – безработные, индивидуальные предприниматели, те, кто трудится на земле, но без прямой оплаты (скажем, семейный бизнес) или с доходом ниже прожиточного минимума, а также сельхозкооперативы и, конечно же, молодежь.

Стоит отметить, что были выработаны требования приоритетных направлений каждого сельского округа. Это говорит о том, что будет учитываться и уже учитывается не только приоритеты тех или иных регионов Казахстана (а страна-то у нас большая), но и особенности более мелких административных образований. Кстати, как подчеркивается, по направлению животноводства установлен лимит не более 50% от выделенных средств на программу. Кроме этого, были разработаны и определены критерии отбора проектов. То есть, займы не будут даваться «направо и налево», а заодно сводится к минимуму коррупционный фактор и повышается так называемая возвратность кредитов. Для примера скажем, что предпочтения отдаются тем, кто будет создавать новые рабочие места, работа там, где он живет, как минимум, один год и так далее.

А вот кредит на покупку легкового автотранспорта (даже джипов) не допускается. Не дадут вам деньги и на покупку сельскохозяйственных животных у родственников (такое тоже некоторые пытались провернуть) или перекупку тех коров и лошадей, которые ранее были приобретены за счёт микрокредитования. Также можно получить однозначный отказ на покупку или строительство домов и другой недвижимости, которую вы планируете сдавать в аренду. Это, мягко говоря, не относится к сельскохозяйственной деятельности, а сами эти ограничения говорят о тщательности отбора претендентов.

С верой в будущее

Но тут необходимо подчеркнуть, что эти и некоторые другие барьеры выставлены для того, чтобы как-то затруднить жизнь сельчанам и создать бюрократическую паутину. Нет! Напротив, все это делается для того, чтобы как раз облегчить путь тем, кто действительно хочет работать на земле и с землей, но не мог ранее этого сделать, так как не хватало первичного капитала или недоставало оборотных средств. То есть, такие нормы позволят, скажем так, отодвинуть не только «невозвратников», но и тех, кто хотел воспользоваться возможностью «легких денег», а это, согласитесь, тоже даёт стимул для работы тем, кто действительно хочет и может это делать.

Интересно, что сначала некоторая часть сельчан с недоверием отнеслась к очередным инициативам сверху. Однако практика стала показывать, что схема работает, и сейчас все больше фиксируется фактов, по которым можно сказать, что программа «Ауыл аманаты» набирает обороты. К сожалению, пока ещё не внедрена авторизированная система учета этих данных по регионам и в целом по республике (она на стадии разработки и внедрения), но судя по сообщениям акиматов, правительства и самих фермеров, процесс ускоряется и расширяется. Этому можно привести много примеров, но мы остановимся лишь на нескольких, довольно показательных фактах.

Тут необходимо подчеркнуть, что президент в прямом смысле слова держит на постоянном контроле исполнение программ, связанных с развитием сельского хозяйства и повышения уровня жизни на селе. Более того, практически каждый раз посещая регионы страны с рабочими визитами, Касым-Жомарт Кемелевич специально уделяет этому время. Например, во время поездки в Актюбинскую область в конце ему доложили о том, что с начала запуска данной инициативы на полторы тысячи проектов в рамках «Ауыл аманаты» было выдано кредитов на сумму 6,6 млрд тенге, а сразу после оглашения Послания – еще 12,5 млрд тенге.

Если посчитать, в среднем – это примерно по 5 млн тенге. Для кого-то это может показаться незначительной суммой, но для других – прекрасная возможность начать свое дело, отойдя от каждодневных рутинных проблем. Для наглядности скажем, что в той же Актюбинской области в рамках программы в регионе засеяно 209,8 гектаров овощных и бахчевых культур, построено 77 мини-теплиц общей площадью более 1 гектара. Кроме этого, развиваются и другие направления – например, была введена в строй сотня кондитерских, почти 130 молочных и 65 мясоперерабатывающих цехов. А это, ко всему прочему, сотни новых рабочих мест и, как следствие, вера в будущее.

И таких примеров множество. Просто некоторые не обращают на такие сообщения особого внимания, думая, что это их не касается. Еще как касается! Ведь речь идет и о благосостоянии всей страны, и о пропитании каждого из нас по отдельности. К слову, сюда же можно отнести и некоторые политико-экономические события, происходящие в стране. Так, например, если с этого ракурса взглянуть на новость, что благодаря поручениям президента и работе Генпрокуратуры государству было возвращено порядка 8 млн гектар неиспользованных сельскохозяйственных земель, то перспективы «Ауыл аманаты» становятся практически безграничными.

Потенциал и перспективы

Конечно, про безграничность мы немного гиперболизировали, но суть остаётся той же – потенциал у этой программы огромный как в социальном, так и в экономическом плане. Тут многое теперь зависит от инициатив снизу, от креативности фермеров и сельчан. Но не только их. Приведём ещё один пример, который неожиданно показывает, что программу «Ауыл аманаты» стали поддерживать большие компании, которые, казалось бы, далеки от сельхоз дел.

Так, сравнительно недавно в рамках рабочей поездки заместителя Премьер-Министра РК Тамары Дуйсеновой в Западно-Казахстанскую область между акиматом региона и консорциумом Karachaganak Petroleum Operating подписан меморандум о поддержке местных товаропроизводителей. Вроде бы это скучное и проходящее мероприятие, на которое можно было не обращать внимание, но если вчитаться и вдуматься, то можно только поаплодировать таким начинаниям. В общем, нефтяники заявили о готовности покупать продукцию у соседних фермеров.

«Уверен, что достигнутые договоренности по закупу экологически чистых и качественных продуктов питания положительно отразятся на деятельности предприятия. Так как наши офисы и заводы находятся в Западно-Казахстанской области, нам удобнее приобретать именно местную продукцию», – заявил по этому поводу заместитель генерального директора компании Karachaganak Petroleum Operating Мухтар Манкеев.

Не секрет, что порой у сельхозпроизводителя возникают проблемы со сбытом своей продукции – бывает, что она остаётся гнить или же нечистые на руку перекупщики заставляют фермеров сбывать товар по бросовым ценам. А тут появился крупный и, что наиболее важно, постоянный покупатель. Это, опять-таки, избавляет сельчан от многих проблем и воодушевляют на новые горизонты.

Коротко говоря, было бы хорошо, что примеру «Карачаганака» и ЗКО последовали и в других областях Казахстана.

«В нашей стране работает большое количество крупных предприятий и у всех есть спрос на качественные продукты. Я уверена, что этот опыт будет примером и для других компаний», – отметила в этом плане Тамара Дуйсенова.

То есть, получается, даже на этом этапе программа «Ауыл аманаты» стала расширяться, демонстрируя новые перспективы. А это, кроме уверенности в завтрашнем дне, дает надежду на всеобщую поддержку подобных проектов, независимо от того, работаешь ты на земле или в офисе. В общем, голод нам не грозит – это точно!

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0