Известная телеведущая и бывший сенатор Дана Нуржигит в интервью Динаре Сатжан открыто рассказала о своем опыте сталкинга и преследований со стороны бывшего мужа. Она поделилась, как ей удалось противостоять этой проблеме, несмотря на все трудности. Ее откровенный рассказ о личных переживаниях нашел отклик у зрителей, которые отметили важность того, что известная медийная личность открыто заговорила о такой проблеме. Многие подчеркнули, что женщины, оказавшиеся в подобных ситуациях, часто остаются беззащитными, поскольку в Уголовном кодексе Казахстана отсутствует наказание за сталкинг и киберсталкинг, передает ИА «NewTimes.kz».
В 2019 году Дана Нуржигит вышла замуж во второй раз, после развода с известным журналистом Владимиром Рерихом. Однако второй брак длился всего два с половиной года. После развода бывший муж начал преследовать ее, несмотря на наличие защитного предписания. Он оказывал психологическое и моральное давление на Дану, утверждая, что имеет право на половину ее имущества. Более того, шантажировал ее, угрожая обнародовать компрометирующее видео.
Эта ситуация вынудила телеведущую обратиться в полицию, что привело к длительному расследованию и судебному процессу. Все это негативно сказалось на ее психологическом состоянии.
Дана Нуржигит поделилась личной историей о том, как тема насилия коснулась и ее.
«Тема насилия против женщин не обошла стороной и меня. Кто бы мог подумать, что я окажусь в зале суда как потерпевшая? Я сказала себе: «Главное, пусть не лишат меня здоровья и профессии». Однако морально-психологическое давление сначала отразилось на моем здоровье, а затем повлияло на работу», — начала она свое интервью.
Дана призналась, что из-за постоянного стресса и давления ей стало тяжело совмещать работу на телевидении с разбирательствами в суде. В итоге она приняла решение уволиться, так как не могла справляться с ситуацией, где до полудня была перед следователем, а после обеда — в прямом эфире. Она пережила глубокую депрессию, для выхода из которой ей пришлось обратиться к специалистам.
Следом предстояло пройти судебное разбирательство. По словам экс-телеведущей, не все были уверены в том, что она дойдет до цели и докажет, что ее теперь уже бывший муж преступил закон. Однако она «заставила работать статью УК РК о распространении сведений о частной жизни» и теперь с гордостью говорит об этом. Нуржигит добавила, что даже квалифицированные юристы считали, что она не достигнет своей цели.
В целом выйти к общественности Дану побудила проблема сталкинга в Казахстане, с которой могут столкнуться и женщины, и мужчины.
«То, что я рассказываю, — это не хайп. Сейчас это уже моя гражданская позиция. Не женская — гражданская. Не гендерная. Здесь речь идет о правах человека. Не о том, что женщина или мужчина друг друга обидели или преступили закон в отношении друг друга. Нет, это права человека. Право человека — быть в семье. Право человека — развестись. И никто не должен указывать человеку, как жить. Все остальное — это держать в рабстве. В разных его проявлениях — психологическом, физическом, финансовом. В моем случае это морально-психологическая травля, сталкинг, киберсталкинг», — высказалась она.
Женщина рассказала, что после развода бывший муж приходил домой среди ночи, преследовал ее на улице, на тренировках по плаванию, в медучреждениях. Это коснулось не только ее, но и ребенка. Все продолжалось до 13 июня этого года, а началось в 2022 году.
К слову, в полиции, по ее словам, к заявлению женщины отнеслись несерьезно. Ему выписали защитное предписание. Однако это совершенно не помогло. Он требовал от нее объяснения: почему она решила развестись? Помимо физического преследования, устроил травлю, отправляя в различные инстанции жалобы и письма через платформу E-otinish.
Ситуация усугублялась тем, что по закону за сталкинг не предусмотрено никакого наказания.
«Генеральная прокуратура в прошлом году говорила, что нужно внести в Уголовный кодекс такой термин. Я тогда радовалась этому предложению. Тогда никому не могла рассказать, что я это испытывала на себе каждый день, жила с этим, не могла от этого избавиться. И никто не считал это серьезным преступлением. Более того, этот человек писал на платформу E-otinish порочащие мою репутацию вещи. А она так работает, что тот уполномоченный орган, куда поступает жалоба, обязан ее рассмотреть. Меня всегда вызывали на разбирательства. Они обязаны рассматривать письма граждан», — пояснила Нуржигит.
Дело дошло до того, что экс-супруг начал ее шантажировать, угрожая распространить некое видео. Тогда она в мае 2023 года подала заявление. Прокурор просил посадить мужчину на четыре года. Но адвокат бывшего мужа известной телеведущей попросил смягчить приговор, чтобы клиент избежал тюремного заключения. Он заявил, что подпишет все. Так он вернул имущество. В рамках следствия были уничтожены все материалы следствия, а бывший супруг получил три года условно.
В заключение Нуржигит заявила о необходимости внести в Уголовный кодекс Казахстана понятия «сталкинг» и «киберсталкинг», так как эти преступления становятся все более распространенными.
Она смогла добиться справедливости, победив в правовом поле шантаж и преследование со стороны бывшего мужа. Однако Дана подчеркивает, что далеко не все женщины в Казахстане, которые становятся жертвами сталкинга, обладают ресурсами и возможностями, доступными медийной личности.
Для многих казахстанок сталкинг остается серьезной проблемой, с которой трудно справиться без должной правовой защиты.