Власти Казахстана намерены решительно разобраться с «дроблением бизнеса», однако эксперты подчеркивают важность точечного и взвешенного подхода, передает ИА «NewTimes.kz».
Казахстан готовится к масштабной налоговой реформе, где одним из приоритетных направлений обозначена борьба с «дроблением бизнеса» — практикой, позволяющей компаниям снижать налоговую нагрузку за счет искусственного разделения хозяйственной деятельности.
«Надо признать, что дробление бизнеса стало следствием упущений в законодательстве, данный вопрос был недостаточно проработан и Правительством, и депутатами. Опять погнались за красивыми показателями: дескать, в стране зарегистрировано более 2 миллионов налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Но не проанализировали, какие это предприятия, откуда они взялись, в каком объеме платят налоги и платят ли вообще. Но упреками делу не поможешь», – сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на недавнем заседании Национального курултая.
В этой связи глава государства поручил министрам и депутатам в срочном порядке выправить ситуацию и внести необходимые изменения в законодательство.
Если выразиться максимально просто, это когда один бизнес намеренно делят на несколько маленьких — не ради удобства, а чтобы платить меньше налогов. Де-юре это несколько разных компаний или ИП. Де-факто – общая бухгалтерия, один владелец, одни и те же сотрудники.
Для чего это делается? У малого бизнеса есть налоговые послабления – меньше ставок, меньше проверок, проще отчетность. Если бизнес не превышает определенный оборот, он может работать на упрощенке. Вот компании и стараются «уместиться» в эти лимиты – делят свой бизнес на куски, чтобы каждый выглядел «маленьким».
Государство при таком положении дел теряет доходы, честный бизнес оказывается в неравных условиях, а рынок искажается. Именно поэтому власти сейчас нацелены на то, чтобы пресечь такие схемы и установить четкие критерии. Ведь, как отмечают в правительстве, некоторые крупные игроки фактически злоупотребляют этими механизмами.
Читайте также: Крупные стройкомпании занизили налоги на 16 млрд тенге – Минфин РК
Так, премьер-министр Олжас Бектенов в ходе совещания в феврале указал, что ряд компаний в стране платят в бюджет суммы, «абсолютно не соответствующие прибыли», поскольку применяют различные схемы оптимизации налоговой нагрузки. Глава кабмина назвал подобное «неподобающим» поведением «недобросовестных предпринимателей».
«Там есть и крупные известные строительные компании, такие как BI Group, BAZIS и многие другие. Известные и популярные рестораны, фитнес-клубы и различные компании, работающие в других секторах экономики. Пользуясь случаем, я хотел бы сейчас обратиться к собственникам и руководителям крупных компаний, применяющих различные схемы оптимизации налоговой нагрузки. Сегодня-завтра в ваши компании поступят уведомления от налоговых органов о необходимости уплаты дополнительных сумм налогов. Прошу всех в течение двух недель сдать в налоговые органы дополнительные налоговые декларации и уплатить справедливые суммы налогов», – сказал Бектенов.
По его словам, если компании проигнорируют призыв, государство «оставляет за собой право применить все имеющиеся ресурсы, включая фискальные и правоохранительные».
Читайте также: Бектенов предупредил предпринимателей: «Разговор будет жестким»
«Разговор будет жестким, но мы готовы к диалогу, если бизнес готов вести себя по отношению к государству справедливо», – отметил Бектенов.
По данным Минфина, подавляющее большинство налогоплательщиков — порядка 92% — используют упрощённые режимы. При этом объёмы оборотов в этих секторах составляют сотни миллиардов тенге. Возникает очевидное несоответствие: часть крупных игроков работает в серой зоне, искусственно удерживая статус малого бизнеса. В одном из примеров – крупная сеть ресторанов, зарегистрированная как несколько ИП, – каждый объект формально ведёт отдельную деятельность, хотя по факту это одна структура с централизованным управлением.
В правительстве обсуждается возможность внедрения критерия «преобладания сущности над формой» – подхода, при котором приоритет будет отдаваться реальному содержанию бизнеса, а не формальной юридической конструкции. Это позволит выявлять случаи искусственного дробления, даже если на бумаге они соответствуют требованиям закона.
В то же время экспертная среда призывает к осторожности. Необходимо различать случаи добросовестного использования упрощенных режимов и системное уклонение от налогообложения.
«Дробление бизнеса — явление многослойное. В общественном восприятии оно все чаще ассоциируется с серыми схемами и уходом от налогов, особенно когда речь идёт о крупных компаниях, которые, несмотря на миллиардные обороты, оформляют свою деятельность как десятки или даже сотни микробизнесов. Это позволяет им использовать льготы, изначально предназначенные для малого бизнеса, и резко снижать налоговую нагрузку. В результате бюджет недополучает значительные средства, а честные налогоплательщики оказываются в заведомо проигрышном положении. Это формирует асимметрию в деловой среде и подрывает доверие к налоговой системе в целом», – поделился мнением экономист Ануар Бахитханов.
Однако, продолжил эксперт, было бы ошибкой сводить все дробление к чистому злоупотреблению.
«В малом и микробизнесе подобная практика зачастую становится реакцией не на жадность, а на давление внешней среды. Высокие издержки, нестабильный спрос, налоговая и административная нагрузка, отсутствие доступа к дешевому финансированию – все это подталкивает предпринимателей искать способы снизить издержки, пусть даже формально «на грани». Для многих дробление – не способ нажиться, а способ выжить. Когда ты владеешь небольшим магазином или кафе и тебе предлагают либо платить налоги вдвое больше, либо зарегистрировать брата и жену как отдельных ИП – выбор не кажется безнравственным, он кажется логичным.
Поэтому госполитика в этом вопросе должна быть предельно точной. Универсальные жесткие меры могут привести к тому, что вместе с недобросовестными крупными структурами пострадают и те, кто работает в условиях постоянной нестабильности и не имеет реальных альтернатив. Нужно различать, где схема построена исключительно ради налоговой выгоды, а где дробление – вынужденный шаг в ситуации, когда доступ к полноценной бухгалтерии, штатным юристам и финконсультантам попросту отсутствует», – отметил Бахитханов.
Экономист убежден, что усиление контроля и закрытие лазеек – необходимая мера. Но одновременно с этим важно создать такие условия, при которых малому бизнесу не придется прибегать к обходным путям.
«Это означает упрощение налогообложения не только по форме, но и по сути, обеспечение прогнозируемой фискальной политики, доступ к кредитованию, снижение административного давления. В противном случае борьба с дроблением легко может перерасти в борьбу с малым бизнесом как таковым», – заключил эксперт.