Реальные доходы казахстанцев могут упасть, но правительство обещает поддержать людей ростом соцвыплат и увеличением бюджета на 6,8 трлн тенге, рассказал министр Серик Жумангарин, передает ИА «NewTimes.kz».
На брифинге в правительстве журналисты указали, что реальные доходы населения могут уйти в отрицательную зону, и спросили, готово ли государство к росту недовольства и как планирует перекрывать инфляцию в 2026 году.
«Это очень важный вопрос. Во главе всех политик правительства всегда стоит благосостояние населения», — ответил Жумангарин.
По его словам, с 2022 года в стране реализуется отдельная программа по повышению доходов граждан. Сейчас социальными выплатами охвачены 4,7 млн человек.
«Объем социального бюджета в 2025 году составляет почти 6 триллионов тенге. На следующий год мы заложили 6,8 триллиона — рост на 887 миллиардов тенге. С 1 января пенсии и пособия будут увеличены на 10%. Для сравнения: в 2025 году индексация была 8,5%. Только на эти цели в бюджете 2026 года предусмотрено 636 миллиардов тенге», — сообщил министр.
Он подчеркнул, что рост доходов — это не только прямые выплаты.
«Речь идет и о поддержке малого и среднего бизнеса, программах переквалификации, повышении занятости, жестком контроле цен на социально значимые товары, развитии внутреннего производства и конкуренции», — сказал министр.
В числе факторов, которые, по его словам, снижают нагрузку на семейные бюджеты, он назвал немонетарные меры.
«Газификация сел, подведение воды, строительство поликлиник, детских садов, школ — все это реально сокращает расходы населения и является подспорьем для роста реальных доходов», — заявил Жумангарин.
Министр также отметил, что доля доходов населения в ВВП остается стабильной.
«Фонд оплаты труда уже несколько лет держится на уровне 31% ВВП. Это означает, что заработные платы растут соразмерно экономике, а ВВП у нас растет достаточно уверенно», — сказал он.
Также Журналист Жумангарина спросили, сколько компаний могут закрыться после изменения налоговых режимов. В ответ он подтвердил: расчёты, которые ранее озвучивало правительство, остаются актуальными.
«Мы ранее делали расчёты, исходя из дроблений. Где-то порядок, наверное, такой же сохраняется», — заявил Жумангарин, отвечая на вопрос о прогнозе в районе 300 тысяч компаний.
По его словам, речь идёт не столько о массовом закрытии бизнеса, сколько об устранении смысла дробления.
«Они будут каким-то образом оптимизированы, поскольку сейчас дробиться уже нет смысла. Те меры, которые мы приняли, делают это бессмысленным», — пояснил он.
Жумангарин напомнил, что специальные налоговые режимы изначально создавались как поэтапная система роста — от самозанятости к полноценному бизнесу.
«Есть режим для самозанятых — не нужно открывать налогообложение, не нужно вести бухгалтерию. Потом — упрощённая декларация. После этого бизнес должен переходить в общеустановленный режим и пользоваться всеми благами, которые даёт государство», — сказал он.
Однако, по его словам, эта логика со временем была нарушена.
«Этого не происходит. Вместо того чтобы сделать специальные налоговые режимы ступенями роста, мы превратили их в легальные возможности налоговой оптимизации. А местами — и нелегальные», — заявил вице-премьер.
Он отметил, что правительство обратило на это внимание после анализа социально-экономического развития страны.
«Прогнозы были не очень утешительными. Мы сегодня тратим огромные средства на социальную сферу. Быть социальным государством — это престижно и это наше большое достижение», — подчеркнул Жумангарин.
По его словам, без наведения порядка в налоговых режимах государство рискует потерять эту модель.
«Если мы сейчас не приведём логику создания специальных налоговых режимов в нормальное русло, мы потеряем статус социального государства. Это серьёзная нравственная нагрузка — и на правительство, и на бизнес», — сказал он.
Ранее стало известно, что Комитет государственных доходов (КГД) сообщил, что в Казахстане применяется косвенный метод определения доходов физических лиц, позволяющий выявлять возможные расхождения между официальными декларациями и фактическими расходами.