Принятые законы «Об информатизации» и «О создании госкорпорации «Правительство для граждан» регулируют вопросы взаимодействия государственных органов и населения, автоматизации государственных услуг, информационной безопасности, а также ответственность операторов связи за предоставление некачественных услуг, передает ИА «NewTimes.kz».
В службе центральных коммуникаций при президенте Республики Казахстан состоялся брифинг с участием вице-министра инвестиций и развития министерства по инвестициям и развитию Сакена Сарсенова, выступившего с разъяснением положений законов «Об информатизации» и «О создании госкорпорации «Правительство для граждан». В пресс-конференции приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК Майра Айсина и Гулнар Сейтмаганбетова, а также президент Казахстанской ассоциации IT–компаний Нурлан Исин и заместитель председателя РОО «Общенациональное движение против коррупции «Жаңару» Нурлан Баймурзаев.
По словам, Сакена Сарсенова, принятые документы регулируют вопросы взаимодействия государственных органов и населения, автоматизации государственных услуг, информационной безопасности, а также ответственность операторов связи за предоставление некачественных услуг.
Так, новой редакцией закона «Об информатизации» закреплено понятие Экспертного совета, регулирующего распределение расходов государственных органов на закупки товаров, работ и услуг в сфере информатизации, внедрение архитектурного подхода при автоматизации деятельности государственных органов, а также сервисной модели информатизации госорганов. Регламентированы положения по размещению государственными органами информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа, для создания на ее основе приложений и сервисов, а также нормы о создании Национального Института развития в сфере ИКТ с наделением необходимыми инструментами государственной поддержки отечественных ИКТ-компаний.
Сопутствующий закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» содержит нормы о запуске услуги переноса абонентских номеров (MNP), которая позволит абонентам самостоятельно выбирать оператора сотовой связи, сохраняя при этом номер телефона. Помимо этого закон определяет единые стандарты в области ИКТ и обеспечения информационной безопасности, соответствовать которым должны все государственные электронные информационные ресурсы и системы, а также критически важные объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты РК по вопросам оказания государственных услуг» предусматривает создание единого провайдера по предоставлению госуслуг и соблюдение единых стандартов качества обслуживания в сферах социальной защиты населения, земельных отношений и оформления недвижимости.
Между тем, в Астане прошла пятая ежегодная Конференция «IDC Government Innovation Technologies». В этом году конференция посвящена тематике «Инновационные технологии управления государством: новые подходы в условиях турбулентной экономики».
Ежегодно конференция является уникальной площадкой для встреч с целью обсуждения актуальных проблем, обмена опытом и выработки эффективных решений в области информационно-коммуникационных технологий.
Казахстанскую сторону в сфере ИКТ представила председатель правления, АО «Национальный инфокоммуникационный Холдинг «Зерде» Бикеш Курмангалиева. Она сказала, что эффективность IT - инфраструктуры в стране будет достигнута тогда, когда будут представлены все требования к информационным системам, в том числе правовая основа.
«Данный закон «Об информатизации» определит архитектурный подход. Большинство специалистов понимают, что эффективность IT - инфраструктуры будет достигнута тогда, когда мы целостно, комплексно рассматриваем все требования к информационным системам. Эти требования связаны с деятельностью той или иной организации. В данном случае мы говорим о всей системе госуправления»,— подчеркнула Б.Курмангалиева.
Она отметила, что законом определена сервисная модель, которая станет основной в области информатизации в госсекторе.
«В этом же законе определены основные игроки, кто должен обеспечить реализацию этой сервисной модели со стороны уполномоченного органа — это национальный институт развития в отрасли ИКТ, который создает условия для того, чтобы IT-сектор соответствующе предоставлял сервисы для государства. Также это сервисный интегратор, который поможет определить архитектуру и инициирует сервисные продукты и приобретает их на рынке. А также будет предоставлен оператор, который обеспечит ежедневный сервис для каждого госслужащего на его рабочем месте», — уточнила Б.Курмангалиева.
По ее словам, после вступления в силу закона «Об информатизации» государственный сектор в IT- сфере активнее продолжит развивать информационные сервисные продукты.
Кроме того, будет предоставлена возможность внедрять дополнительные сервисы. На сегодня практически все госведомства полноценно связаны с ИКТ, в большей части это предоставление услуг населению, различного рода информации, электронные очереди и другое.
К примеру, заместитель председателя комитета связи, информатизации и информации МИР РК Бек Арпабаев отметил, что «применение сервисной модели информатизации в предоставлении качественных услуг населению надо понимать как подход к более высокому уровню благосостояния людей. Уже сегодня есть успешный пример сервисной модели в госсекторе - внедрение типового сервиса «Единой электронной почтовой системы».
«Система показала экономическую эффективности в 40% по сравнению с традиционной»,— заключил он.
Напомним, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О доступе к информации» и сопутствующий к нему «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации»
Целью закона является реализация конституционного права каждого гражданина свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.
Нормами закона, в частности, расширяется перечень субъектов, предоставляющих информацию по запросам, по сравнению с действующим законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
Предполагается также расширение способов доступа к информации. В частности, доступ к информации предложено обеспечивать путем онлайн-трансляции открытых заседаний палат парламента Казахстана, включая их совместные заседания, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы, а также коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах.
Существенной новеллой являются нормы, позволяющие всем заинтересованным лицам знакомиться и принимать участие в обсуждении на веб-портале «электронного правительства» размещаемых на нем проектов концепций и текстов нормативных правовых актов государственных органов и проектов открытых бюджетов.
Для удобства пользователей на веб-портале «электронного правительства» будут размещаться бюджетная отчетность и результаты государственного аудита и финансового контроля, информация об оценке деятельности государственных органов, отчеты о достижении целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий. При этом предусматривается публичное обсуждение деятельности государственных органов.
Законом предусмотрена обязанность обладателей информации размещать на постоянной основе информацию на интернет-портале открытых данных.
В закон заложена норма о том, что не может быть ограничен доступ к государственным электронным информационным ресурсам, содержащим информацию о доходах и активах политических госслужащих и лиц, исполняющих управленческие функции в госорганизациях, в том числе в национальных компаниях, нацхолдингах, национальных институтах развития (акционером которых является государство).
Не подлежит ограничению доступ к следующей информации: о ЧС и катастрофах, состоянии здравоохранения, экологии, демографии, санитарии, миграции, экономики, об актах терроризма, о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов и прочее.
При этом отчитываться за бюджетные средства должны будут организации любой формы собственности, как государственные, так и частные.
Субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение (государственные и частные) в экономике страны, также должны предоставлять информацию по запросам физических и юридических лиц.
Информация по запросу граждан будет предоставляться бесплатно. Срок подготовки ответа на запрос составит 20 дней, а не 30, как по действующему законодательству.
В случае нарушения этих сроков, а также неправомерного отказа в предоставлении информации либо ее не размещения на интернет-ресурсе, или заведомо ложной, предусмотрен штраф в отношении должностных лиц в размере 30 месячных расчетных показателей (МРП, 1 МРП составляет 1982 тенге, текущий - 307,62/$1).
Наряду с этим, сопутствующими поправками в законодательство по вопросам доступа к информации вносятся изменения и дополнения в Экологический кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о нормативных правовых актах, о государственных секретах, об административных процедурах, о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, о гарантированной государством юридической помощи. В частности, поправками устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о доступе к информации.
Как пояснял ранее на заседании сената депутат мажилиса Маулен Ашимбаев, за нарушения правил предоставления информации предусмотрены административные штрафы как для госорганов, так и субъектов частного сектора.
«Ответственность предусматривается за неправомерный отказ в предоставлении информации либо предоставление заведомо ложной информации, то есть если физическое или юридическое лицо обратилось в какой-либо госорган, запросило информацию, а информация не была предоставлена, при этом не было оснований не предоставлять информацию, либо предоставлена ложная информация, в этом случае предусмотрена ответственность — от 30 до 100 МРП. В случае повторного совершения действия в течение одного года предусматривается ответственность от 50 до 200 МРП», — информировал он.