За последние двадцать лет в Казахстане произошли серьезные и крупные сдвиги в политической, экономической и социальных сферах. Большое внимание государство уделяет проблемам реформирования систем образования и здравоохранения, являющихся важными компонентами социальной сферы. Медицинская отрасль в нашей республике стремится выйти на новый высокотехнологичный уровень развития. Ведь здоровье граждан Казахстана - это вопрос, относящийся к стратегическим целям и приоритетам нашего государства.
За прошедший период удалось достичь определенных успехов -построены медицинские учреждения нового типа, в которых внедряются современные методики лечения с использованием новейшего оборудования. В настоящее время в Казахстане внедрены 33 новых медицинских технологий, и только за первые месяцы 2011 года в разных регионах республики более 900 граждан получили медицинскую помощь с применением новых технологий 1X1. В ноябре 2010 года в республике принята Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан», ключевым элементом которой является Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ). С 1 января 2011 г. в республике реализуется целый ряд мероприятий программы «Саламатты Қазақстан».
Среди них большое внимание уделяется развитию фтизиатрической службы и комплексной противотуберкулезной программы, основной задачей которой является централизованный закуп необходимых препаратов и современного лечебно-диагностического оборудования. В частности, государство выделило более 1 млрд. тенге, которые пойдут на укрепление материально-технической базы медицинской службы КУИС, где наблюдается очень высокий уровень заболеваемости туберкулезом 111. В решение данной проблемы вовлечены Министерство здравоохранения, Национальный центр проблем туберкулеза МЗ PK, управление здравоохранения регионов, сеть первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), управление государственного эпидемиологического надзора (УГСЭН), а также министерства юстиции, обороны, внутренних дел, образования и науки, труда и социальной защиты. Казахстан активно сотрудничает с целым рядом международных организаций как: USAID, CDC, KNCV, proect НОРЕ, СПИД-фонд «Восток-Запад». Постоянная и целенаправленная работа в этом направлении, в целом, способствовала улучшению эпидемиологической ситуации по туберкулезу в нашей республике. Об этом свидетельствуют следующие данные: за период с 2002 по 2010 годы наблюдается снижение заболеваемости и смертности от этого недуга почти наполовину. По данным Минздрава, в республике были введены в действие более 40 противотуберкулезных учреждений. Следует отметить и снижение показателей по СПИДу. Так, в 2010 году уровень инфицирования ВИЧ - инфекцией по сравнению с 2009 годом был ниже на 4,5 % /3/.
Еще одним важным направлением программы «Саламатты Қазақстан» является повышение эффективности оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. Правительство разрабатывает вопросы создания медико-спасательных пунктов на опасных участках автомагистралей республиканского значения. Ведется работа и по созданию санитарной авиации.
Продолжает оставаться актуальной и задача охраны материнства и детства. В республике наблюдается естественный прирост населения. За последние шесть лет рождаемость увеличилась на 25 %, а смертность сократилась на 11 %. За минувшее десятилетие показатели материнской смертности снизились на 2,7 раза, а младенческой на 15,4 %. Но тем не менее, эти показатели остаются еще высокими по сравнению с европейскими странами /4/. Поэтому социальная защита семьи, материнства и детства очень актуальна для нашего общества. Проблемы здоровья семьи и вопросы охраны материнства и детства решаются в рамках государственной программы «Здоровье народа» и ряда целевых программ этого направления. Существенный вклад вносит задача разработки новых технологий Национальным медицинским холдингом «Назарбаев Университета», который проводит экспериментальные и клинические работы по внедрению фетальной хирургии, применяемой при патологии внутриутробного развития плода.
Здоровье граждан является заботой всего общества и государства, которые берут на себя обязательства по предоставлению качественных медицинских услуг. ЕНСЗ предоставила казахстанцам право выбора медицинских учреждений для получения квалифицированной помощи. Из 550 тысяч человек, воспользовавшихся такой возможностью, 36,6 % были из сельской местности. Увеличилась возможность доступа пациентов к получению высокоспециализированной медицинской помощи (ВСМП). Так, из 4000 граждан, которым была оказана такая помощь, 36,7 % были сельские жители /5/.
Тем не менее, эффективность современной медицины зависит и от ответственности каждого человека за свое здоровье. Важность этого принципа подчеркивал в своем Послании к народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана)) в 2010 году. Глава государства отмечает: «При грамотно организованной профилактической работе болезни можно предотвращать на ранней стадии. Поэтому в Казахстане необходимо внедрить комплекс мер национальных программ наблюдения за состоянием здоровья целевых групп населения. В первую очередь, это дети, подростки, женщины репродуктивного возраста. Особый акцент надо сделать на расширение доступности медицинской помощи для сельских жителей» /61. С этой целью Министерство здравоохранения' PK проводит работу по улучшению оказания необходимой медпомощи в сельских регионах. В 2010 году был реализован социальный проект, в рамках которого на места были направлены 2 специализированных поезда «Денсаулык» и сельские жители получили медпомощь. В нынешнем году на места направляются передвижные медицинские комплексы, оснащенные медицинским оборудованием и бригадами специалистов, которые окажут помощь людям из отдаленных аулов и труднодоступных мест. Государство обучает специалистов для работы в таких мобильных поликлиниках, которые смогут не только принимать пациентов, но и проводить профилактическую работу. В целях реализации задач по профилактике социально значимых заболеваний вводится Национальная скрининговая программа. Это поможет сельчанам более бережно относиться к своему здоровью.
Перед отечественным здравоохранением стоит еще много нерешенных задач. Среди них остро стоит проблема нехватки медицинских кадров. В частности, в республике ощущается дефицит врачей, который составляет 4672 человек, из них 1352 в сельской местности 111. Также имеется большая проблема в неразвитости института паллиативной помощи (от лат. palliare - прикрывать), т.е. психологические и медицинские услуги безнадежно больным людям. В республике действуют только 6 хосписов и несколько больниц сестринского ухода, нет детских хосписов и единой специализированной паллиативной службы для ряда неизлечимых заболеваний. Плохо развит сам механизм межсекторального и межведомственного сотрудничества, что не лучшим образом сказывается на работе медицинских учреждений.
Поэтому дня Казахстана очень актуально развитие современных технологий, внедряемых в медицинскую сферу, в особенности телемедицины. Следующим важным шагом является внедрение службы семейных врачей, а также института социальных раоотников, что позволит освооодить врачей ПМСП от несвойственных им функций. Все это, в конечном счете, будет зависеть от развития образования и науки. Приоритетным направлением в этой сфере будет интеграция медицинского образования с наукой. Решение этой задачи возложено на «Назарбаев Университет», в рамках которого создается Интегрированная академическая система здравоохранения этого учебного комплекса, включающую Национальный медицинский холдинг, Центр наук о жизни, будущая медицинскую школу. В Университете внедряется система двухэтапной подготовки врачей, которые вначале проходят четырехлетний курс обучения и затем продолжают учебу в медицинской школе. В целом же, по республике увеличен прием в медицинские вузы по государственному заказу, а также установлена 30 % квота на обучение медицинских работников при условии последующей работы в сельской глубинке в течение 3 лет. Таким образом, казахстанское здравоохранение стремится к созданию модели, в которой инновационные разработки будут сочетаться с практическим опытом, качеством и высокой этикой.
Обеспечение высокого уровня здоровья нации наиболее эффективными способами с учетом глобальных и локальных вызовов является главным приоритетом отечественного здравоохранения.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" поставил стратегическую цель дальнейшего развития страны – вхождение к 2050 году в число 30 наиболее развитых стран мира. Для ее достижения следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном во всех сферах, в том числе в здравоохранении, обеспечив продолжительность и качество жизни граждан.
В Республике Казахстан выполнена государственная программа реформирования здравоохранения на 2005–2010 годы и завершается реализация Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" на 2011–2015 годы. Ее целью было улучшение здоровья граждан для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны. Были внедрены принципиально новые отраслевые подходы к управлению, Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), создан Единый плательщик услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Создан конкурентный рынок услуг в сфере охраны здоровья.
В итоге произошло постепенное расширение доли частного сектора среди поставщиков услуг ГОБМП. За счет развития конкуренции удалось сместить приоритеты в деятельности организаций здравоохранения от простого освоения бюджетных средств (выделяемых на коечную мощность) на результат (количество и качество пролеченных больных).
Изменилось поведение пациентов, что стимулировало их делать свой выбор на основе критериев качества услуг и удовлетворенности. Количество граждан, воспользовавшихся свободным выбором стационара при плановой госпитализации, возросло в 2,3 раза и достигло в среднем 800 тыс. человек в год. В результате больницы самостоятельно сократили и перепрофилировали более 14 тыс. единиц коечного фонда.
Стала доступной высокоспециализированная медицинская помощь. Только за 2014 год было проведено более 200 трансплантаций органов. В целом по стране в прошлом году выполнено более 45 тыс. высокотехнологичных операций.
Действует национальная скрининговая программа. Ежегодно обследуется более 5 млн населения (из них около 3 млн детей), что позволяет выявлять и предотвра¬щать заболевания на ранних стадиях. Проведена работа по внедрению профессионального менеджмента и повышению самостоятельности государственных поставщиков медицинских услуг. Обучено свыше 90 тыс. специа¬листов. Созданы устойчивые механизмы обеспечения качества медицинских услуг: внутренний аудит, внешний контроль, аккредитация. Впервые стало возможным привлечение независимых аккредитованных экспертов для контроля качества медуслуг. Также внедрена устойчивая система оплаты услуг поставщиков ГОБМП, включающая передовые методы оплаты, охватывающая все формы медицинской помощи и основанная на учете результатов деятельности (клинико-затратные группы, комплексный подушевой норматив, глобальный бюджет).
С 2014 года началось поэтапное усиление амбулаторно-поликлинического звена. При этом с введением минимального комплексного подушевого норматива (КПН) удалось сократить неравенство в обеспечении населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи в регионах. Объем финансовых средств на первичную сеть увеличился с 17% до 28%. Стимулирующая часть комплексного подуше¬вого норматива оплачивается поликлиникам при выполнении конечных результатов и целевых показателей здоровья (например, по раннему выявлению злокачественных новообразований, туберкулезу, снижению обоснованных жалоб). Благодаря внедрению стимулирующего компонента участковый врач получает дополнительно к основной заработной плате от 90 тыс. до 150 тыс. тенге, медицинские сестры – от 70 тыс. до 110 тыс. тенге.
В результате реализации гос¬программы за последние пять лет ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличилась более чем на три года и составила 71,62 года, общая смертность населения снизилась на 19%, удалось снизить материнскую смертность вдвое, младенческую – в 1,7 раза.
Международными экспертами Всемирного банка дана высокая оценка реализации Госпрограммы "Саламатты Қазақстан". Вместе с тем, по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сохраняется высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, дорожно-транспортных происшествий и онкологических болезней в трудоспособном возрасте.
Кроме того, Казахстану наряду со всеми странами предстоят глобальные вызовы, связанные с ростом продолжительности жизни людей, хронических неинфекционных заболеваний, что неизбежно приведет к дальнейшему росту потребления и структуры медицинских услуг. И как следствие, увеличение финансовой нагрузки на сектор здравоохранения. По данным ООН, количество человек в возрасте 60 лет и старше к 2050 году вырастет более чем в два раза и составит 22% населения всего мира.
С учетом этого политика Всемирной организации здравоохранения "Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века" ставит ряд перспективных задач в деле охраны здоровья. Результаты реализации Госпрограммы "Саламатты Қазақстан" позволяют выполнять новые поставленные задачи по дальнейшему развитию отечественной системы охраны здоровья. До 2020 года необходимо создать финансово устойчивую систему здравоохранения, в полтора раза снизить показатель материнской смертности, вдвое уменьшить показатель младенческой смертности, а также увеличить ожидаемую продолжительность жизни казахстанцев до 73 лет.
С учетом задач, поставленных Главой государства, с целью обеспечения поэтапного вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году, выработаны основные подходы к дальнейшему развитию отрасли здравоохранения, которые легли в основу разработанного проекта госпрограммы до 2020 года. Он станет логическим продолжением предыдущих госпрограмм и будет направлен на развитие достигнутых успехов в решении вопросов охраны здоровья казахстанцев.
Проектом госпрограммы определены следующие задачи. Первая – укрепление здоровья населения на основе обеспечения санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни. Вторая – обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения. Третья – создание эффективной системы здравоохранения, основанной на солидарной ответственности государства, работодателя и граждан.
Основными направлениями проекта госпрограммы определены развитие общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения, интеграция всех его служб на основе модернизации и приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП). Список продолжают совершенствование управления системой здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования, улучшение лекарственного обеспечения, усиление эффективности использования оборудования и изделий медицинского назначения, повышение качества управления человеческими ресурсами, развитие инноваций и медицинской науки и, наконец, развитие инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства и современных информационно-коммуникационных технологий.
В рамках направления "Развитие общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения" будет предусмотрено создание служб общественного здравоохранения и развитие межсекторального взаимодействия, направленного на воздействие на социальные детерминанты здоровья человека.
Направление "Обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения" будет предусматривать дальнейшее развитие ПМСП как центрального звена, определяющего структуру и принципы организации всей системы охраны здоровья. В рамках этой работы будет продолжено формирование эффективной системы здравоохранения, основанной на приоритетном развитии социально ориентированной ПМСП, направленной на укрепление здоровья "здоровых", профилактику и раннее выявление заболеваний.
Универсальность первичной медицинской помощи будет обеспечиваться за счет поэтапного перехода к семейному принципу обслуживания, предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику.
Будут продолжены внедрение программы управления хроническими заболеваниями, совершенствование амбулаторной лекарственной помощи населению. Необходимо совершенствование организации комплексной медпомощи по основным социально значимым заболеваниям (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, сахарный диабет, вирусные гепатиты, ВИЧ/;СПИД, туберкулез).
К 2020 году каждый гражданин сможет получить услуги восстановительного лечения и долго¬срочного медицинского ухода на уровне первичного звена здравоохранения. Финансирование ПМСП как базового вида помощи к 2020 году должно достигнуть рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения уровня 40% от всех средств гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Одним из важных разделов будет обеспечение качества медицинских услуг путем дальнейшей стандартизации медпомощи, внедрения современных механизмов управления качеством, включая аккредитацию на основе стандартов, приближенных к международным.
Реализация направления "Совершенствование управления системой здравоохранения в условиях обязательного социального медицинского страхования" позволит создать сбалансированную и устойчивую систему обеспечения гарантий и обязательств оказания медицинской помощи, основанной на солидарном участии государства, работодателей и граждан. Планируется создать Фонд обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) с тем, чтобы медпомощь эффективно финансировалась. Соответствующий законопроект разработан и находится в Парламенте РК.
Объем общих инвестиций на здравоохранение будет доведен до уровня 30 наиболее развитых стран мира путем поэтапного расширения доходной базы системы ОСМС, что позволит обеспечить доступность медицинских услуг, особенно высокотехнологичных видов.
Еще одним направлением определено совершенствование лекарственного обеспечения, повышение эффективности использования оборудования и изделий медицинского назначения. То есть будут предусмотрены меры, направленные на обеспечение доступности, качества и безопасности лекарств и их рациональное применение. Будет создана ориентированная на пациента модель лекарственного обеспечения на основе доказательной медицины и международного опыта по организации непрерывности лечения и обеспечению каждого больного необходимыми лекарствами с учетом индивидуальных, возрастных особенностей организма и преемственности уровней оказания медицинской помощи. Ну а рациональное использование медицинской техники и изделий медицинского назначения будет основано на дальнейшем совершенствовании закупа и ежегодном обновлении фонда медицинского оборудования, поддержке отечественного производителя и внедрении практи-ки постгарантийного сервисного обслуживания.
С целью повышения эффективности управления человеческими ресурсами, развития инноваций и медицинской науки будет продолжена работа по повышению качества медицинского и фармацевтического образования. Основой системы непрерывного профессионального развития кадровых ресурсов здравоохранения станет Национальная рамка квалификаций. Будут внедрены международные стандарты медицинского образования и научных исследований. Медицинские университеты должны стать "центрами компетенции", а исследования будут проводиться научными консорциумами и инновационными кластерами.
Такое направление госпрограммы, как "Развитие инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного парт¬нерства и современных информационно-коммуникационных технологий", предусматривает дальнейшее развитие инфраструктуры, гибко реагирующей на потребности населения в доступных, качественных медицинских услугах. При этом основное внимание будет уделено высвобождению и перераспределению неэффективно используемых ресурсов в больничном секторе.
Будет осуществляться инвестиционное планирование и укрепление сети здравоохранения в первую очередь на основе стимулирования и привлечения частных инвестиций, расширения государственно-частного партнерства. В рамках госпрограммы будет продолжено развитие национальной информационной системы здравоохранения (НИСЗ), до 2020 года для всего населения республики будут созданы электронные паспорта здоровья, которые станут повседневным инструментом координации оказания медицинской помощи пациенту.
В результате реализации госпрограммы к 2020 году продолжительность жизни казахстанцев достигнет 73 лет, общая смертность будет снижена на 20%. Все это будет способствовать динамичному развитию национального здравоохранения, ориентированного на нужды людей, с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечением доступности качественной медицинской помощи и солидарной ответственности за здоровье.
Госпрограмма станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года и позволит реализовать поставленную Главой государства задачу к 2050 году по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира и дальнейшее увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет.
Лидер нации Нурсултан Назарбаев провозгласил одним из направлений государственной политики на новом этапе развития страны улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. За время реализации программы «Саламатты Қазақстан» в системе здравоохранения и медицинской науке произошли глобальные изменения. В республике появились новейшие медицинские учреждения, оборудованные передовой технологией, сотни специалистов прошли обучения в ведущих профильных вузах мира, а казахстанские врачи научились делать сложнейшие операции.
Как и указывает название, государственная программа «Саламатты Қазақстан» направлена улучшение здоровья граждан страны для обеспечения устойчивого социально-демографического развития. Целевые индикаторы программы следующие: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 - до 70 лет; снижение материнской смертности к 2013 году до 28,1 человек до 100 тыс. родившихся живыми, к 2015 до 24,5; снижение младенческой смертности к 2013 году до 14,1 на 1000 родившихся живыми, к 2015 до 12,3; уменьшение общей смертности к 2013 году до 8,14 человек на 1000 населения, к 2015 - до 7,62; снижение заболеваемости туберкулезом: 2013 год - 98,1, 2015 год - 94,7 на 100 тыс. населения; контроль распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2-0,6% (при среднемировом показателе 1,1).
Госпрограмма реформирования здравоохранения Казахстана рассчитана на 2011-2015 годы. Улучшение здоровья граждан Казахстана и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны предполагает реализацию нескольких направлений. А именно: повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан, усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний. Помимо этого, предполагается совершенствование санитарно-эпидемиологической службы, совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения, совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине, повышение доступности и качества лекарственных средств для населения. На реализацию госпрограммы выделено из госбюджета 449,3 млрд тенге.
В одном из своих Посланий Глава государства указал, что «Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения». В этой связи были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан».
Для реализации программы были предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Создан рынок медицинских услуг и конкурентных отношений среди медицинских организаций.
Одним из безусловных достижений отечественной медицины, реформа которой произошла в рамках «Саламатты Казахстан», стало то, что отечественные эскулапы стали проводить сложные операции на сердце. Такие операции до этого выполнялись только за рубежом и стояли очень дорого. Надо сказать, что во время операций на сердце используется высокотехнологичная аппаратура, и такие операции довольно затратные, и далеко не каждый пациент может их оплатить. Именно поэтому в Казахстане внедряют программы, благодаря которым проводятся высокотехнологичные операции за счет бюджетных средств.
На пути реализации программы эндоваскулярная хирургия отвечает за снижение смертности от болезней системы кровообращения: от инфарктов миокарда, инсультов. В 2011-2014 годы в центре имени Сызганова за счет бюджетных средств были прооперированы более 4 тысяч пациентов-сердечников. Ежегодно более 3 тыс пациентов с различными заболеваниями оперируются по центру в рамках реализации программы «Саламатты Казахстан».
Операция по пересадке сердца государству обходится в среднем около 20 тысяч долларов. Однако основная проблема в данной операции - найти донорские органы.
В рамках реализации государственной программы «Саламатты Казахстан» ежегодно на пропаганду здорового образа жизни выделяется порядка 1 млрд тенге. Также в рамках реализации госпрограммы осуществляется эпиднадзор и мониторинг факторов риска развития инфекционных заболеваний среди населения, в частности, по распространенности употребления табака. Такие мероприятия проводятся во всех областях республики. Исследование показывает четкую динамику снижения распространения курения табачных изделий.
За три года материнская смертность в Казахстане снизилась в три раза от уровня 2009 года. Практически в 2 раза удалось снизить смертность от болезней системы кровообращения. Показатель смертности от злокачественных новообразований снизился на 11% от уровня 2009 года. Уровень летальности от травм снизился с 15% до 9,2%. Среди 18 стран Европейского региона с высоким уровнем распространенности туберкулеза Казахстан занимает 7 место. Удалось стабилизировать эпидобстановку по туберкулезу - показатель заболеваемости снизился на 30,2% от уровня 2009 года.
Ежегодно более 800 тысяч казахстанцев используют право свободного выбора при плановой госпитализации. Внедрен новый принцип оплаты услуг центров по тем болезням, по которым пациенты традиционно направлялись за рубеж. Внедрение лишь трёх инновационных технологий, ранее оказывавшихся только за рубежом по тарифам зарубежных клиник, за 10 месяцев 2014 года позволило сэкономить бюджетные средства только за счет трансплантации почек, печени и сердца порядка 29 млн долларов.
Принципы Единой Национальной системы: выбор организации, конкуренция, оплата по результату и «деньги следуют за пациентом», внедряются и на уровне поликлиник. Качественная медицинская помощь означает, в первую очередь, высокий профессионализм медицинских кадров. Программы обучения переведены на гибкий формат (модульные, дистанционные, на рабочих местах). Ежегодно на базах ведущих научных центров и ВУЗов обучается порядка 30 тысяч специалистов. На мастер-классы привлечены специалисты 17 стран. За 3 года более 600 специалистов направлены в лучшие клиники мира. В соответствии с ведущей мировой практикой, созданы центры для проведения независимой оценки знаний и навыков специалистов. Важно отметить, что по уровню обеспеченности врачебными кадрами Казахстан занимает 10-ое место в мире. В целом, дефицит кадров по республике уже снизился на 10%, в том числе на селе – на 28 %.
Оптимизирован Перечень лекарственных средств для бесплатного обеспечения. С 2013 года на всей территории республики внедрена автоматизированная информационная система лекарственного обеспечения. Организована реализация лекарств жителям села через объекты первичной медико-санитарной помощи в более чем 3000 сельских населенных пунктах. Определен порядок формирования цен на лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи.
Уже сейчас можно смело сказать, что реализация программы способствовала динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода к малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, внедрения специальных социальных услуг, а также создания условий для мотивации у населения самосохранительного поведения, профессионального и личностного роста медицинского персонала, адаптации системы здравоохранения к современным требованиям и рыночным условиям общества.
За период реализации Госпрограммы реформирования и развития здравоохранения РК были достигнуты определенные результаты. В частности, принят Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, разработаны и реализуются отраслевые программы по снижению материнской и детской смертности в Казахстане, о мерах по совершенствованию службы крови, по противодействию эпидемии СПИД, развитию кардиологической и кардиохирургической помощи. Сформирована система санитарной охраны границы: на государственной границе развернута сеть санитарно-карантинных пунктов, обеспечивающих защиту территории страны от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний. Кроме того, проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи, действующей по принципу общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы. Также внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, проведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения, осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения, осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения и так далее.
За период реализации Госпрограммы отмечено улучшение демографической ситуации, повышение уровня рождаемости населения с 18,42 (2005 г.) до 22,75 (2008 г.), стабилизация показателя смертности - 9,74 (2005 г. - 10,37), увеличение коэффициента естественного прироста населения до 13,01 (2005 г. - 8,05) на 1000 населения.
Вместе с тем, врачи констатируют, что в Казахстане отмечается тенденция незначительного увеличения заболеваемости. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, второе - травмы и отравления, третье - болезни мочеполовой системы, далее следуют болезни органов пищеварения, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни крови и кроветворных органов, болезни системы кровообращения, инфекционные и паразитарные заболевания и другие болезни.
Врачи также констатируют, что, несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16% браков являются бесплодными. Это во многом связано с широкой распространенностью инфекций, передающихся половым путем (далее - ИППП), и высоким уровнем абортов, что в свою очередь определяется небезопасным половым поведением населения, прежде всего, молодых людей. Согласно статистике зарегистрированных случаев 1 из 4 беременностей в стране заканчивается искусственным прерыванием. Частота родов у девочек-подростков 15-19 лет имеет тенденцию к увеличению, и в 2008 году составила 31,1 на 1000 населения. Основными причинами материнской смертности (2005 г. - 40,5, 2009 г. - 36,9 на 100 тыс родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология.
Уровень младенческой смертности в 2005 году составлял 15,1 на 1000 родившихся живыми. С 2008 года с введением критериев живорождения и мертворождения показатель младенческой смертности составил 20,7, и в 2009 году отмечается тенденция к снижению до 18,4 на 1000 родившихся живыми. Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде (60,4%). Второе место в структуре младенческой смертности занимают врожденные патологии, что свидетельствует о недостаточном уровне проводимой ранней диагностики (скрининги беременных на предмет выявления врожденных патологий), нездоровом образе жизни родителей и неблагополучной экологической ситуации в ряде регионов республики.
Анализ данных за 2007 - 2009 годы показал, что смертность детей до 1 года от респираторных заболеваний и пневмоний занимает 3 место среди всех причин смерти, от инфекционных заболеваний - 1 место. В 2008 году в Казахстане зарегистрировано 33774 случая заболевания пневмонией детей в возрасте до 5 лет. Общая численность случаев смерти детей до 5 лет в 2008 году составила 8225 детей, от пневмонии умерло около 1,5 тыс детей.
В настоящее время самым эффективным и экономически выгодным профилактическим мероприятием от пневмококковой инфекции, известным в современной медицине, является вакцинация. Внедрение в календарь профилактических прививок республики вакцинации против пневмококковой инфекции детям с 2-месячного возраста позволит добиться существенного снижения заболеваемости пневмонией детей до 5 лет на 50%, смертности - на 20%.
В настоящее время в Казахстане лица пожилого возраста составляют свыше 7,7% от количества всего населения. По прогнозам экспертов Организации Объединенных Наций, в ближайшие годы в Казахстане ожидается увеличение числа лиц пожилого возраста на 11%. В этой связи для улучшения оказания им медицинской помощи необходимо создание в республике системы геронтологической помощи.
За прошедший пятилетний период наблюдается снижение некоторых показателей распространенности и смертности населения от социально значимых заболеваний. Так, снизились показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза (со 147,3 до 105,5 и с 20,8 до 12,5 на 100 тыс. населения соответственно). Вместе с тем эпидемиологическая ситуация по данному заболеванию остается напряженной. В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Казахстан занимает 94 место по заболеваемости (за 2007 г. - 130 место) и 111 позицию по влиянию туберкулеза на бизнес.
Несмотря на проводимое масштабное строительство, реализацию программы лечения туберкулеза «DOTS-плюс», актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением, развитием лекарственной устойчивости и смертности от туберкулеза.
Отмечается некоторое снижение показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями (с 192,5 до 182,6 на 100 тыс. населения). Вместе с тем преобладают запущенные формы (16,2%), смертность занимает третью позицию в структуре причин общей смертности (12,6%). Однако наряду со снижением заболеваемости по республике в целом отмечается рост показателей по крупным промышленным регионам. Самый высокий удельный вес заболеваемости злокачественными новообразованиями (44,5%) установлен в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях.
По классификации Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), Казахстан находится в концентрированной стадии эпидемии ВИЧ/СПИДа (0,2% населения при среднемировом показателе 1,1%). По оценочным данным международных экспертов, число людей, живущих с ВИЧ в Казахстане, составляет 16 тыс человек, что почти в 2 раза превышает число зарегистрированных. Растет число ВИЧ-инфицированных женщин, на которых приходится около 1/4 совокупной численности ВИЧ-инфицированных. В 2008 году частота ВИЧ-инфекции среди беременных женщин составляла 0,07%, повышаясь с 2005 года на 0,01% ежегодно, что повышает потенциал передачи ВИЧ от матери к ребенку. Вместе с тем низкая информированность населения о ВИЧ/СПИД способствует реальной опасности ухудшения ситуации по данной патологии.
Травматизм остается одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. В Казахстане травмы в структуре заболеваемости населения, временной нетрудоспособности и смертности занимают второе место, по первичному выходу на инвалидность - третье место. Наряду с этим системный подход по реабилитации и восстановлению трудоспособности лиц, получивших различные травмы, отсутствует.
За последние годы сложилась отрицательная динамика уровня первичной инвалидности (интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность в республике в 2007 г. составил 27,7, в 2008 г. - 28,8, в 2009 г. - 29,2 на 10 тыс населения), что также является свидетельством недостаточной профилактической направленности здравоохранения.
Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение спроса на медицинские услуги по диагностике и лечению болезней, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и т.д.).
В последние годы отмечается позитивная динамика состояния санитарно-эпидемиологической ситуации, зарегистрировано снижение заболеваемости по ряду значимых инфекционных заболеваний, а по некоторым вакциноуправляемым ставится задача их полной ликвидации или элиминации.
Ежегодно увеличивается удельный вес населения, обеспеченного безопасной питьевой водой, который по итогам 2009 года составил 81,8%, улучшается санитарно-техническое состояние эпидемически значимых объектов. Обеспечивается необходимый комплекс профилактических мероприятий в природных очагах особо опасных инфекций, в которых не допущено групповых случаев заболеваний населения. Внедрена система экстренного оповещения об осложнении эпидемиологической ситуации с сопредельными государствами.
Вместе с тем остаются нерешенными вопросы усиления роли службы в общественном здравоохранении по профилактике неинфекционных заболеваний. Необходимо повышение качества и оперативности проводимой санитарно-эпидемиологической экспертизы, слабо развита система аккредитации, недостаточно внедряются международные стандарты лабораторных исследований и оценки рисков влияния факторов внешней среды на здоровье населения. Не развита система защиты прав потребителей в области обеспечения безопасности продукции и услуг.
Требует совершенствования деятельность организаций, занимающихся дезинфекцией и дератизацией, в части налаживания единой координации их деятельности, повышения качества и эффективности проводимых мероприятий. В связи с возрастающим риском биологического терроризма и распространения особо опасных инфекций необходимо создание национальной системы биологической безопасности.
Новый, ориентированный в будущее проект Госпрограммы развития здравоохранения Казахстана «Денсаулык», рассчитан на 2016–2020 годы. Каждая программа является событием в системе здравоохранения, так как на ближайшие годы определяется вектор ее развития, появляются новые направления, решаются чрезвычайно важные вопросы, касающиеся здоровья населения. Первая кардинальная реформа Системы произошла в 1995 году, когда началось внедрение обязательного медицинского страхования. Спустя три года началось внедрение программы «Здоровье народа», определившей основные приоритеты системы здравоохранения. 2002 год был объявлен в Казахстане «Годом здоровья», затем последовала программа «Реформирование развития здравоохранения» на 2005–2010 годы. Ее продолжила программа «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы с акцентом на реформу стационарного звена и создание единой национальной системы здравоохранения.
За это время многие коренные и системные вопросы отечественного здравоохранения решены правильно. В республике появилось новое поколение врачей, менеджеров, организаторов здравоохранения, которые имеют блестящее отечественное и зарубежное образование. Активно работают мощные современные центры, как АО «Национальный медицинский холдинг» в Астане, ставший платформой внедрения современных медицинских технологий. Казахстанские врачи освоили и проводят сложнейшие операции на сердце, по пересадке органов, есть успехи в нейрохирургии, травматологии, кардиологии. Результатом госпрограммы «Реформирование развития здравоохранения» явилось развитие отечественной кардиохирургии: сегодня в Казахстане осуществляется по 60 тыс операций в год. Успешно реализуются программы по туберкулезу, инфекционным болезням. Развивается онкопомощь. Неплохие показатели достигнуты по материнству и детству. Вместе с тем проводятся уникальные профилактические мероприятия: в Казахстане действует 11 скрининговых программ с охватом 12 млн человек. Численность населения республики увеличилась до 17 млн 417,5 тыс человек, показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 70,45 лет, снизилась общая смертность населения. Все это еще раз показывает, что системе здравоохранения Казахстана по силам решать большие задачи.
Казахстанские врачи проанализировали состояние здравоохранения и здоровья населения ста стран мира, в результате чего была выпущена «Энциклопедия мирового здравоохранения». В XX веке образовалась глобальная, универсальная система здравоохранения, состоящая из таких классических частей, как первичная медико-социальная помощь, стационарная помощь, система подготовки кадров, медицинская наука, инфраструктура. Сегодня в передовых странах существующие системы здравоохранения отличаются не только количеством ресурсов, но и качеством медицинской помощи. Эксперты пришли к выводу, что разница между передовыми и развивающимися странами в области охраны здоровья составляет не менее 100 лет. Казахстан за годы независимости прошел несколько стадий количественного и качественного роста и приближается к развитым странам.
Существует несколько этапов развития мировой системы здравоохранения. Первый этап – это сохранение жизни людей. Страны, где здравоохранение находится на этом уровне, характеризуются высокой смертностью от инфекционных заболеваний, различных эпидемий. Система организаций слабая, существуют единичные госпитали и амбулаторные центры. Такую систему мы видим в Афганистане. Если взять условную «линейку в сто лет», этот этап занимает первые двадцать лет. Следующий этап развития здравоохранения ставит целью сохранение здоровья населения в целом. Появляется государственный сектор здравоохранения. Ответственность берет на себя государство, развивается система стационаров, появляются зачатки первичной медико-санитарной помощи. Эта модель рассматривается по условной «линейке развития» от 20 до 40 лет. Примером может быть здравоохранение СССР 20–30-х годов прошлого века.
Следующий этап – сохранение здоровья населения и развитие профилактики.
Здесь в основном государство берет ответственность на себя, система здравоохранения развитая, существуют стационары, сеть ПМСП, медицинские и сестринские школы. Этот этап характеризуется моделью, которая по «линейке» занимает серединную нишу в эволюции систем здравоохранения: примерно от 40 до 60 лет. Четвертый более развитый этап ставит целью не просто сохранение, но и укрепление здоровья населения, усиление профилактики болезней. Появляется государственно-частное партнерство. Преимущество системы здравоохранения еще сохраняется, но подходы к самой модели становятся более сложными, формируется политика в области охраны здоровья. Здесь существует развитая сеть ПМСП, стационаров, реабилитации, сформировано медицинское образование, наука, на повестку дня ставятся межсекторальный, государственный подход, многоканальное финансирование. Этот этап по «линейке» занимает нишу примерно в 60–80 лет. Казахстан с 90-х годов до 2010 года «шел» по этой модели. Задача сохранить, укрепить здоровье населения решалась в основном государственной бюджетной моделью здравоохранения. Основные страны развитого мира сегодня находятся на 5-м этапе – это управление болезнями, развитие здоровья. Эта модель считается перспективной и по «линейке» занимает нишу от 80 до 100 лет. Системы здравоохранения развитых стран мира, в первую очередь ОЭСР, находятся в конце «линейки». Следующий этап – медицина будущего – 100 лет и выше. Казахстан комплексными усилиями предыдущих программ прошел четвертый этап – сохранение и укрепление здоровья и подошел к «управлению болезнями и развитию здравоохранения». Эта зрелая модель, играющая большую роль в экономике и социальном благополучии, полностью отражена в проекте новой государственной программы.
По данным Министерство здравоохранения и социального развития, достижение целевых показателей госпрограммы тесно связаны с индикаторами Глобального индекса конкурентоспособности, что позволит Казахстану войти в число 30 развитых стран.