+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
18.10.2016 в 17:37

Идеология салафизма: путь в средневековье

Драматические события, произошедшие в ряде казахстанских городов в 2011 и 2016 годы наглядно показали, насколько опасными для светского государства и его гражданского общества могут стать радикальные группы, руководствующиеся, в том числе, идеологией салафизма.

Представители салафизма категорически выступают против светскости и светского государства, также ополчились против его институтов в виду того, что это якобы противоречит их вероучению. Однако за этими деяниями прежде всего просматриваются их неприятие и потому противодействие против конституционного строя светских государств, принимаемых в нем законов и стратегического курса высшего политического руководства.

Общеизвестно, что идеология салафизма не признает и не поддерживает законную государственную власть. Данному течению присуще признание как единственной формы государственности – халифата, а шариата – как единственного источника правового регулирования.

Важнейшим элементом идеологии салафизмаявляется специфическое представление о джихаде, который понимается только в одном дискурсе – борьбыза создание исламского государства.

Опасность данного представления о джихаде заключается в том, что сторонники салафизма сегодня начинают вести борьбу как против инаковерующих, так и против тех мусульман, которые, в принципе, не разделяют идеисалафизма.

Идеологиисалафизма присуще насаждение идеи собственной модели государственности, а также посягательства на права, свободы и законные интересы человека и гражданина вне зависимости от его религиозной принадлежности и отношения к религии, в том числе к религии ислам.

Опасность идеологии салафизма в том, что его последователи, как правило, причисляют к категории «врагов», самых близких любому человеку людей – родителей, детей, семью, друзей. Практически, идеология салафизма подвергает подмене такие понятия, как: семья, ребенок, мать, отец, родина, вера и т.д. на иные, абсолютно ложные и чуждые ценности.

Опасность идеологии салафизма заключается в том, что она насаждает в гражданском обществе и, особенно, среди верующего населения, смуту, конфликты, насилие, межэтническую и межконфессиональную рознь.

За этими действиями идеологов салафизма стоит разрушение духовных основ процветающих государств, светских демократических обществ и проповедование бесконечного вооруженного джихада – фактора, с подвигающего человечество назад, в средневековье.

Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционными религиями являются ислам суннитского направления ханафитскогомазхаба и христианство православного толка. Государство создает комфортные условия для верующей части населения. Несмотря на это, над нашим светским государством нависает и укрепляется такая угроза как «салафизм».

Термин «салафизм» исторически обозначает направление в исламе, которое призывает верующих ориентироваться на «праведных предков», «салафов», то есть сподвижников (сахаба) пророка Мухаммада и их последователей в следующем поколении (табиин). Термин «салафизм» со временем исказился и на данном этапе это понятие представляет радикально настроенную группу последователей этой идеологии, называющихсясалафитами, которые ведут бескомпромиссную войну против всех, кто не разделяет их взглядов, возбуждая ненависть между народами и культурами.

Основной особенностью нынешних салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников– Корана и сунны (примера пророка Мухаммада). Салафиты отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия).

Более того,с их точки зрения запретными считаются любая музыка, театральные представления и некоторые виды спорта,существует еще ряд принципиальных отличий салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама.

Эти идеи проникли в Казахстан достаточно давно – в середине 80-х годов прошлого столетия. Вначале 2000-х на юге Казахстана образовался ряд салафитскихджамаатов. При этомв Казахстане салафизм даже не подпал под запрет, хотя во многих странах это течение считается экстремистским.

В настоящее время это течение не пользуется поддержкой населения, более того абсолютным большинством оно отвергается, так как их представители противопоставляют себя обществу и государству. Ведьс давних времен казахи показали себя толерантным и гостеприимным народом, где радикальные взгляды не приемлемы, так как в Казахстане живут представители многих национальностей с разными взглядами, разными верованиями, но с единой историей, объединяющей всех. 

Краткий экскурс в проблему распространения салафизма показывает, что в ряде стран мира он запрещен в судебном порядке, в других же странах принимаются программы по противодействию его идеологии. Новый ракурс проблемы: лицо салафизма с каждым годом молодеет.

Ареал распространения салафизма расширяется с каждым годом. И наиболее уязвимым социальным слоем становится молодежь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и образования.

Для распространениясвоей идеологиив молодежной среде салафиты призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.

Сегодня в социальных сетях разворачивается вербовочная работа, в первую очередь среди молодежи. Ее особенностью является использование религиозного фактора и формирования отношений по принципу «духовный лидер – последователь».

В результате массированной психологической атаки молодые люди уходят из домов, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны  лишьдля того, чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании.

К примеру, в Испанию непрерывно прибывают проповедники и «учёные салафиты» из Иордании, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и Бельгии.

Их миссия – вербовка новых адептов. Для этого они практикуют выступления перед новообращёнными и последователями. Проповеди лидеров салафитских группировок пользуются большим спросом, так на их выступления собираются до 2-3 тысяч молящихся.

По мнению экспертов, такие собрания, в совокупности с харизматичным проповедником, молодостью прихожан, большинство из которых – молодые мусульмане из бедных семей иммигрантов, живущие среди относительно благополучного христианского коренного населения, являются «эффективным инструментов радикализации».

Изучение вопроса показало, что салафизм вошёл в Испанию через север – Каталонию, где самое большое число мечетей последователей салафизма – радикально настроенных групп, нетерпимых к другим верующим мусульманам.  

О присутствии в Австрии последователей салафитского течения впервые было заявлено в 2013 г., когда в австрийской газете «DiePresse» была опубликована статья о салафитских мечетях г.Вены. В ней идет речь о том, что в данных мечетях ведется сбор финансовых средств в помощь джихадистам, сражающимся в Сирии.

В материале указывается, что часть прихожан этих мечетей тесно связана с исламистскими кругами Боснии и Герцеговины, а финансирование мечетей осуществляется рядом стран Ближнего Востока.

В свою очередь, Берлинское отделение Федерального ведомства защиты Конституции опубликовало анализ текущего состояния салафитской общины в столице Германии.

По данным организации BfV, салафиты в Германии – это сеть примерно из 100 ячеек (группировок) численностью от 10 до 80 членов каждая, состоящая из мужчин и женщин.

Во главе ячейки стоит лидер, пользующийся авторитетом у остальных её членов. При этом BfV не квалифицирует салафизм как воинственное мировоззрение, хотя считает, что он создаёт питательную среду для радикализации его сторонников, общее число которых, по оценкам спецслужбы, насчитывается порядка 43 тысяч человек.

Представители мусульманской общины Франции и премьер-министр страны Мануэль Вальс призвали к продвижению идей основного течения ислама и к борьбе с радикализацией молодых мусульман во Франции.

В газете JournalduDimanche (JDD)обращения к гражданам были опубликованы всвязи с убийством священника исламскими экстремистами.В совместном заявлении мусульман, подписанном предпринимателями, юристами и учеными, отмечается: «…мы должны высказаться, потому что ислам стал общественной проблемой, и текущая ситуация недопустима». Они призвали к культурной борьбе против радикального исламизма среди молодежи. По их мнению, она должна включать в себя прозрачное финансирование мечетей, надлежащую подготовку и зарплату для имамов, а также теологическую работу».

Глава МВД Франции Бернар Казнёв сообщил, что с декабря 2015 года власти страны закрыли около 20 мечетей, в которых проповедовался радикальный ислам. По словам главы ведомства, в стране насчитывается около 2500 мечетей и молельных залов, примерно в 120 из них проповедуется салафизм.

В рамках актуализации проблемы салафизма во Франции планируется принятие практических мер, в числе которых создание Центра по дерадикализации мусульман с целью помешать местным мусульманам вступать в радикальные группировки.

Люди, которые считаются ставшими на путь радикализации, но которых нельзя поместить под стражу по каким-то конкретным уголовным статьям, по решению суда будут помещены  в Центр по дерадикализации.

При данном центре будет действовать программа,рассчитанная на десять месяцев. В рамках программы психологи, помогут молодым людямне только отойти, но и отказаться от идеологии радикального ислама.  Молодежь пройдет здесь специальные курсы профориентации.К 2018 году бюджет Франции на борьбу с радикализацией мусульман составит 40 млрд евро.

Интересен опытТаджикистана, который по иску Генеральной прокуратуры Верхонвый суд в январе 2009 года внес движение «Салафия» в список запрещенных организаций. 

Постановлением Верховного суда Республики Таджикистан от 8 декабря 2014 года деятельность религиозного течения «Салафия» признана экстремистской, в связи с тем, что:«Движение «Салафия» имеет опасную идеологию, и решение Верховного суда мотивировано желанием защитить конституционный строй Республики Таджикистан, укреплением национальной безопасности страны и предотвращением разжигания межконфессиональной розни».

Казахстанские эксперты в области религии отмечают, что в казахстанском сегменте наблюдается активность салафизма.

Это деструктивное течение определяется различными востоковедческими школами, такими как интеллектуальное и политическое исламское движение, выступающее за возвращение к первоосновам религии ислам.

За последнее десятилетие салафизм сумел систематизировать различные механизмы своей деятельности. В арсенале их целенаправленного фокуса работы использование современных средств коммуникации, отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения.

У салафитов определены источники финансирования деятельности, которая основана на традиционной среди террористических организаций форме разнообразных пожертвований, неправительственных фондов и «исламских банков». Созданы специальные базы подготовки боевиков-салафитов, сформированы склады вооружений и.т.д.

По мнению экспертов, необходимы комплексные работы которые будут направлены на пропаганду истинных духовно-нравственных ценностей ислама с учетом традиций и культурных норм Казахстана. На борьбу с идеологией салафизма должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО. 

Новый круг приверженцев салафизма формируется благодаря «горе учителям», не имеющим соответствующего образования - вольное комментирование Корана и хадисов пророка, фальсификация их истинности и объективности уводят слушателей по «ложным коридорам» исламского вероучения. 

Идеологи салафизма профессионально психологически атакуют сознание верующих.  В лице авторитетных представителей данного учения вступают в своеобразный жесткий спор/дискуссию, предметом которого становится специфичное трактование постулатов ислама. Причем у верующих создается ощущение, что предмет спора и их трактование – это настоящая истина.

Идеология салафизма конкретно спроецирована на подрастающее поколение всех обществ и государств. Молодежь, в случае ее рекрутирования в ряды салафитов, будет выступать продолжателем и реализатором идеологии салафизма,  конечным результатом которого является борьба идеологов, доходящая до открытых вооруженных сопротивлений с политической властью светских государств.

Исторический экскурс в истоки данного религиозного течения показывает, что салафизм по своей религиозно-правовой форме, не является неким отдельным ответвлением от мировой религии ислам.

Согласно исследованиям известных зарубежных и отечественных ученых, идеология салафизма исходит из доктрины одного из четырех суннитских мазхабов – ханбализм.

Как известно, особенность данного ханбалитскогомазхаба заключается в нетерпимости к «бида»,  т.е. нетерпимости к новшествам. Речь идет о любой практике, которая не санкционирована Кораном и сунной Пророка.

Основная задача идеологии салафизма, по мнению духовных лидеров данного течения, якобы заключается в очищении религии ислам от чуждых ей примесей, основанных на этнических, культурных и иных особенностях различных мусульманских народов.

Идеи борьбы за «чистый ислам» представители салафизма осуществляют не только идеологически, но и как показывают последние события, ими организовываются вооруженные сопротивления  с государственной властью.

В современном обществе представители салафизма начинают идеологическую обработку верующих с простого призыва людей к соблюдению пяти столпов Ислама – это вера в единого Аллаха и его Пророка, совершение пятикратного намаза, совершение поста в священный месяц Рамазан, осуществление зякет и совершение паломничества в гг. Мекку и Медину.

На первый взгляд, призыв к исполнению этих основных положений исламского вероучения является закономерным и объективным явлением. Но здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Стоит отметить, что в современный период распространение идеологии салафизма наблюдается практически во всех регионах мира, в которых сосредоточены анклавы мусульманских общин.

При этом важный момент заключается в том, что идеологи салафизма привлекают в свои ряды именно молодых людей, что  способствует радикализации молодой части населения страны.

Казахстан, как и многие светские государства мира, понимает конечную цель салафизма, поэтому во имя сохранения своей государственности и светскости, начинает вести борьбу с данным деструктивным течением – салафизмом, конечным результатом которого будет борьба идеологов, доходящая до открытых вооруженных сопротивлений с политической властью светских государств.

Важно, чтобы гражданское общество и все институты государства однозначно понимали агрессивность идеологии салафизма, эффективно проводили молодежную политику в сфере религий,  объединяясь и консолидируясь против нового нарастающего глобального зла, всемерно поддерживая государственную политику своего Отечества. 


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика