Пакет новых поправок в законы, регулирующие уголовно-процессуальный процесс и деятельность правоохранительных органов, призван обеспечить укрепление принципов верховенства права.
В настоящее время законопроект по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства одобрен обеими палатами парламента Казахстана. На сегодняшний день документ находится на подписании у главы государства Нурсултана Назарбаева.
По задумке разработчиков проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» должен усилить гарантии законности в уголовном процессе, в части повышения уровня защиты прав граждан, и усовершенствовать работу органов внутренних дел.
Поправки и дополнения внесены три кодекса и десять сопуствующих законов. В целом пакет поправок был разработан во исполнение поручения в рамках плана нации. По мнению главы государства, вся правоохранительная система Казахстана должна быть нацелена на обеспечение прав и свобод граждан и строгое исполнение законов.
«Нам необходимо добиться, чтобы все правоохранительные органы, и прежде всего полиция, стояли на службе интересов людей и укрепления правопорядка. В целом утверждение в Казахстане правового государства – это наша конституционная задача, которая решается в рамках единого модернизационного процесса. Реализация обозначенных мер и подходов повысит доверие к национальной судебной и правоохранительной системе со стороны граждан, а также зарубежных инвесторов, и в целом улучшит бизнес-климат в нашей стране», ― отметил глава государства.
По данным Генпрокуратуры, в Казахстане преступность ежегодно снижается на 7-10 процентов. В настоящее время в тюрьмах и колониях отбывают наказание 34 тысячи казахстанцев. На заре Независимости эта цифра была втрое выше.
Как отметили в генеральной прокуратуре, которая является разработчиком проекта закона, акцент сделан на гуманизацию и снижение репрессивности уголовного процесса.
«Последовательно проводимая комплексная реформа уголовно-правовой системы сместила акценты от карательно-репрессивного и обвинительного уклона к правозащитному направлению», ― отметили в главном надзорном органе республики.
В законопроекте РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» упоминаются два направления. Первое направление касается укрепления защиты конституционных прав казахстанцев и гуманизацию правоохранительной деятельности. Для этого в 255 статей уголовного кодекса Казахстана вносятся изменения, в уголовно-процессуальном – в шестнадцать статей и в уголовно-исполнительном кодексе – в шесть статей.
Разъясняя основные положения нового пакета поправок в Генпрокуратуре отметили, что с принятием документа на треть будет снижен минимальный размер залога, а по правонарушениям небольшой и средней тяжести устанавливается верхний предел суммы залога.
Судей и следователей обяжут рассматривать возможность применения и назначения более мягких мер наказания в отношении задержанных и подсудимых. В случае если смягчение наказания невозможно, суд и органы следствия должны это обосновать.
«Запрещается выделять в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, с которыми заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины», ― подчеркнули в генеральной прокуратуре, разъясняя основные положения законопроекта.
В части гуманизации уголовного процесса предусмотрено смягчение наказания по ряду правонарушений. Допустим. Если человек совершил преступление небольшой или средней тяжести, то его могут приговорить к общественным работам, или даже штрафу. В целом вдвое снижаются пределы размеров штрафа, а также произведена коррекция срока ареста по проступкам, с соблюдением иерархии санкций административного и уголовного законодательства.
При этом имеется оговорка, что законодательная поправка не касается преступлений, повлекших смерть потерпевшего.
Кроме того, по 19 преступлений суды могут назначать ограничение свободы, в том числе по 11 тяжким составам, таким как кража, хищение, мошенничество и другие.
По преступлениям против собственности, в сфере экономики и некоторым другим в два раза увеличиваются пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности.
«По 36 преступлениям снижается верхний предел лишения свободы. Снижаются на пять лет сроки давности привлечения к уголовной ответственности по тяжким преступлениям, наказания за которых предусмотрены на сроки от 15 до 10 лет, и особо тяжким преступлениям со сроками наказания от 15 до 20 лет», ― рассказали в генеральной прокуратуре.
Ряд поправок касаются защиты и соблюдения прав заключенных. Так проектом закона расширяется применение условно-досрочного освобождения или замены наказания на более мягкое. Кроме того, предусматривается перевода не социально опасных заключенных в колонии с минимальным уровнем безопасности.
Если говорить о втором направлении проекта закона, то оно касается совершенствования работы полиции. В частности департаменты внутренних дел областей и республиканских городов объединят с местными полицейскими службами. В результате чего будут образованы департаменты полиции областей.
Руководителей обновленных департаментов полиции будут назначать акимы регионов. Они же будут и увольнять начальников департаментов.