среда, 24 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
12oC
Астана:
icon
6oC
1xadv
×

Берик Абдигали: Сакральные места – символы народного единства и возрождения

Берик Абдигали, политолог

Программная статья Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала новый импульс нашему обществу. Она, подобно свече, разожгла огонь всеобщего интереса к материальному и духовному миру нашего народа – к родине, земле и стала толчком к развитию литературы, искусства и культуры. Национальная модернизация при сохранении великих народных традиций, бесспорно, только обогатит страну. Елбасы четко обозначил, что «новая модернизация должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе».

Фото взято с сайта khabar.kz
Фото взято с сайта khabar.kz

В озвученных целях Елбасы четко обозначил, что без национального кода, без сохранения национальной культуры никакая модернизация невозможна. Не должно быть никаких сомнений в том, то в этот век интенсивной и безостановочной глобализации защититься от превращения в однообразное общество могут только те нации, которые стремятся сохранить свое самосознание, народные ценности и духовную культуру. Глава государства особо подчеркнул, что нам необходимо меняться в правильную сторону, чтобы влиться в процесс глобализации как современный, идущий в ногу со временем, конкурентоспособный и самостоятельный народ с развитой наукой, образованием и с устойчивой экономикой.

Каждый клочок родной земли для нас свят. В героических произведениях жырау, в трагических поэмах горестных военных времен, в прощальных песнях, рожденных горькой необходимостью покинуть родные места, во всей казахской прозе и высокодуховной поэзии священная Родина описана красиво и глубоко. Действительно, народ не стареет, земля не стареет. Наш народ всегда считал родину золотой колыбелью, ради которой нужно совершать великие дела. Казахи, привыкшие чтить духи предков и ценить генеалогическими сведениями, считают священным каждый камень, бескрайние степи, горы, пещеры, реки и озера. В основе кочевой культуры – осознание ценности земли и воды, народ кочевал с места на место, чтобы не изнашивать окружающую среду. Их взгляд на родную землю, на природные явления и окружающий мир удивляют своей глубиной. Принятие окружающей природы как живого организма и стремление не навредить ей отражено во всех традициях и приметах казахского народа.

Занятые скотоводством предки все свое хозяйство вели в гармонии с природой. Отсюда сформировалась традиция чтить родную землю. С древнейших времен наши предки совершали паломничества в святые места. Эту интересную традицию подтверждают дошедшие с тюркских и сакских времен легенды и даже наскальные изображения.

Закономерно, что глава государства высказался о важности донесения до народного сознания понятий о сакральных местах. Народ и земля – это основа духовных ценностей. Отмечая, что «культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть та символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю  мы должны разработать и осуществить такой проект», - президент говорит: «Наряду с проектов «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни. Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».

В связи с этим по поручению Елбасы Министерство культуры и спорта РК начало работу по составлению списка святых мест, занимающих особое место в казахской истории. Для экспертизы и поиска был открыт научный совет, в который вошли люди, много лет работающие в этой сфере, ученые историки, краеведы, этнографы. Для исследователей были составлены и распространены по всем регионам научные руководства. Цель всей этой работы – выявить все духовные святыни Казахстана и поднять их на уровень национального позиционирования. Отличительная особенность национального самосознания нашего народа – это умение ценить свою родину и место жительства. Не зря наши предки оставили столько метких пословиц и поговорок о родной земле и народе.

Духовные ценности, основанные на понятиях родины и народа, играют ключевую роль в становлении и развитии нации. Объекты, на которые обратил внимание президент, ранее не подвергались научной экспертизе и систематизации. Мы исправляем эту ситуацию и начинаем рассматривать их в качестве общенациональных ценностей. Если говорить о духовной важности этой работы, следует понимать, что в первую очередь святые, сакральные места являются той символикой, которая защищает нас от воздействия чужих идеологических влияний и выступают предметом национальной гордости.

Под «Сакральной географией Казахстана» подразумеваются особо почитаемые в качестве природно-культурного наследия светские и религиозные архитектурные памятники, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и общественно-политическими событиями, оставившими неизгладимый след в памяти казахского народа. Кроме этого, в список вошли объекты, рассматриваемые в качестве символов национального единства и развития, которые занимают важное место в общественно-политической жизни Казахстана.

По решению экспертного совета сакральные места были разделены на объекты общенационального и местного уровня. В настоящее время в список вошли 186 объектов и комплексов общенационального значения.

Все святые места в нашей стране разделены на пять групп:

  1. Особо ценные природные памятники. Места, признанные в народе сакральными и созданные вследствие природных явлений, некоторые из которых все еще находятся под защитой государства
  2. Археологические памятники и средневековые городские центры. В эту группу входят городища, укрепления, петроглифы, могильники, средневековые города, сыгравшие важную роль в становлении народа и повлиявшие на появление Казахского ханства и Великого Шелкового пути.
  3. Религиозные святыни и места паломничества. Такие места можно связать с феноменом святости. Они охватывают исторических личностей дотюркского периода, древней тюркской эпохи и средневековья, а также конца XІX – начала XX веков.
  4. Места, связанные с историческими личностями. В эту группу включены объекты, имеющие большое значение для ханов, которые занимают важное место в истории Казахстана, посвятили всю свою жизнь свободе и независимости казахского народа, собирали биев и батыров всех трех жузов для решения важных национальных задач; для батыров, сражавшихся за независимость; предводителей народно-освободительных движений; военачальников; государственных и общественных деятелей, внесших весомый вклад в науку, образование и культуру; поэтов, ученых и просветителей
  5. Места, связанные с политическими и историческими событиями. В этой группе памятники, повествующие о битвах за независимость на казахской земле, пропагандирующие героизм, храбрость и мужество, показывающие единство народа; места национальных трагедий, а также новые объекты, занимающие особое место в истории общества и государства.

Таким образом, определив святые места и объекты, мы начали работу по разработке целей и направлений научно-исследовательских работ, проводимых в регионах. Так как мы – молодое государство, входящее в десятку крупнейших по территории стран мира, долг нашего поколения – беречь как зеницу ока народ и землю, которые достались нам в наследство от мудрых предков. Мы считаем своей великой целью воспитывать новое поколения в идеях патриотизма и любви к народу, рассказывать и передавать им богатую родного края и природные богатства.

Этот проект призван модернизировать сознание народа путем воскрешения исконных национальных ценностей через эти сакральные места. Возьмем, к примеру, казахских батыров, их подвиги – это уникальный пример для повышения национального духа. Потому что героизм – это одно из качеств, которые мы сегодня потеряли. Вместо этого среди народа все больше распространяется управляемость и нерешительность. Лекарство от этого – героический дух.

Если пример казахских ханов и биев – это то, что должно сформировать в обществе патриотическое мировоззрение, то воспитать в молодежи способность бороться за независимость  могут действия предводителей национально-освободительных движений. Сегодня в казахское общество просачиваются идеи, уничтожающие наши традиции. Особенно активно развивается тенденция разделения народа под прикрытием ислама. Во-вторых, современная молодежь знает свою историю лишь по поверхностной и неполной информации в интернете. Что это значит? Каждый день повышается опасность блокирования исторического самосознания. Проект, о котором мы говорим должен этому противостоять. Будущее поколение через знакомство с общенациональными святынями должно осознать свою национальную идентичность и понять, что казахский народ сформировался и развивался как единое общество еще с каменного века. Благодаря этому будет сформировано единое историческое сознание.

Программа «Қасиетті Қазақстан» охватывает 2017-2021 годы. За это время постепенно должна быть издана пятитомная  «Энциклопедия сакральных мест Казахстана». Еще один плюс этой программы – ожидается, что она окажет благотворное влияние на внутренний религиозный туризм. Особенность этого вида путешествий в том, что люди приезжают не для развлечений и любования природой, а с образовательными и воспитательными целями, чтобы ближе познакомиться с историей родной земли. Вместе с тем, планируется выпуск учебников, фильмов, видеороликов и интерактивных карт для школьников.

Если говорить о статусе объектов, включенных в список, министерство культуры и спорта рассматривает внесение изменений  в закон о защите культурных и исторических памятников. То есть, возникает необходимость  включения пункта «Сакральные объекты» в ряды мест, которые охраняются государством. После принятия закона начнется работа по государственному учету и охране объектов, которые в нем указаны. Это значит, что для каждого объекта, признанного сакральным и попадающего под защиту закона, будет изготовлен паспорт. Для этого будет тщательно изучаться его история, легенда, время постройки, век, описание социальной значимости и другие параметры.

Источник: газета «Алматы ақшамы»

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0