воскресенье, 19 мая 2024 г.
icon
443.44
icon
480.51
icon
4.88
Алматы:
icon
21oC
Астана:
icon
17oC
1xadv
×

Большой вклад в повышение духовности молодежи Алматы внесли служители мечети «Толе би»

Мечеть «Толе би» была построена по инициативе первого муфтия Духовного управления мусульман Казахстана Ратбека хаджи Нысанбайулы при спонсорской поддержке в 1999 году. Общая территория мечети составляет 600,1 квадратных метров. Вместимость храма 200 человек. В 2004 году был построен второй зал площадью на 293 квадратных метров на 500 человек. По словам имама Алмалинского района мечети «Толе би» Сейтбека Кутышева, «Толе би» до переименования носила название мечети «Тастак», в 2013 году была переименована.

― С огромной долей уверенности могу утверждать, что мечеть внесла вклад в повышение духовности молодежи города. По той причине, что в годы Независимости интерес населения к Исламу был довольно высоким. Количество практикующих мусульман увеличивалось быстрыми тенденциями. В первое время, когда мечеть только начинала функционировать прихожан было небольшое количество, приблизительно 30-40 человек. В настоящее время только на ежедневные молитвы в мечети собираются около 350-400 прихожан. Поэтому полагаю, что в те времена открытие мечети было своевременной необходимостью.

На ежедневные пятикратные молитвы в мечети собираются порядка 400-500 человек. Во время обеденных(«зухр») и вечерних («шам») молитв количество прихожан увеличивается. На пятничные молитвы собираются около 3000-3500 человек. В пятничные дни прихожане, прибывшие на молитву, не вмещаются на территории мечети, вынуждены даже совершать намазы на территории соседнего торгового центра и автостоянки. Можно сказать, что приблизительный возраст прихожан от 20 лет до 50 лет. Прихожан старше 60 лет значительно меньше по сравнению с молодежью, у старших людей мы после молитвы просим делать благословение, как принято в религии и в традициях нашего народа.

Прихожане являются обладателями разных профессий, это также студенты, торговцы, люди, занимающиеся частным предпринимательством, учителя и юристы, есть и врачи.

Как давно вы работаете в этой мечети? Расскажите о вашей работе по просвещению прихожан?

― В данной мечети с января 2010 года до апреля 2013 года я работал наиб-имамом. В то время людей, посещающих курсы повышения знаний в мечети, было большое количество. Параллельно с обязанностями наиб-имама выполнял работу преподавателя курсов при мечети, читал лекции для прихожан. Прихожане и слушатели курсов были представители разных профессии и возрастных групп. Те люди, которые тогда ходили  на мои курсы, сейчас работают в различных сферах общества. С февраля месяца 2017 года меня назначили на должность главного имама этой мечети.

При мечети действуют курсы повышения знаний на постоянной основе. Ежегодно количество людей, получающих знания по основам Ислама, порядка 600-700 человек, включая и женщин. Проходящие курсы начинают обучение арабскому алфавиту, также проводятся занятия по следующим предметам: «Таджуид» (правила правильного чтения Корана), хадис, фикх (вопросы поклонения), «Акида»(вопросы вероучения), «Ахляк»(этика, благонравие). Стараемся обучить слушателей курсов основам религии Ислам. Для слушателей курсов в периоды празднования религиозных и государственных праздников активно организовываем познавательные и спортивные мероприятия. Победителей участников награждаем подарками. Считаю, что такие мероприятия положительно влияют на добрые отношения и единство между слушателями курсов, также на повышение интереса к нашей религии. 

Какие мероприятия вы проводите для разъяснения негативных особенностей и идей деструктивных религиозных течений (ДРТ)?

― Да,  Алматы ― большой город. Среди прихожан есть люди прибывшие в город из других областных центров, временно работающие тоже есть, даже есть иностранные граждане. Поэтому, можно сказать, что прихожане мечети не все одинаковые люди. Проповеди и лекции наши основываются на вероучении Матуриди основанного на Ханафитском мазхабе. В целом люди, интересующиеся исламской религией, должны спрашивать у специалистов этой сферы.  В настоящее время, слава Всевышнему, в нашей стране есть квалифицированные специалисты и теологи, закончившие обучение в мировых исламских университетах. В нашей стране в университете «Нур-Мубарак» осуществляется подготовка специалистов по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры, где обучают будущих исламоведов и религиоведов. Это большое достижение. Те люди, желающие получить знания об Исламе, должны, в первую очередь, спрашивать у имамов и преподавателей в мечетях. Как говорится, в каждом деле свой профессионал, в вопросах религии есть свои специалисты. Не секрет, что если жители будут обращаться за советами к сомнительным/неизвестным лицам, то велика вероятность, что лица с неправильными взглядами могут воспользоваться духовными потребностями молодежи и повести их за собой в деструктивные течения. В священном Коране также говорится, что знание нужно спрашивать у обладателей знаний. Это значит, что в каждой сфере требуется спрашивать у специалистов этой.

Мы когда говорим о проводимой работе с представителями деструктивных течений, в основном можем говорить только о профилактических работах. Именно, информируя и объясняя молодым людям об ошибочных сторонах идей деструктивных течений, повышаем знания молодежи.

Потому что, люди, в основном, из-за низкой религиозной грамотности и незнания попадаются в сети представителей деструктивных течений. Для повышения знаний прихожан мечети на системной основе проводим лекции. В частности: «уроки Акиды» (вопросы вероубеждения), Ахляк (этика, благонравие), «Фикх» (шариат, вопросы поклонения), «хадис». На эти курсы приглашаем квалифицированных специалистов из Духовного управления и университета «Нур-Мубарак».

Как уже выше сказал, изменить и вернуть в лоно традиционных религиозных ценностей приверженцев радикальных течений наиболее трудоемкая задача. Псевдопроповедники «якобы шейхи» говорят им, что наши имамы заблудшие, чтобы не слушали их, ведь  могут пробудить в ваших сердцах «шубха» (сомнения). Они полагают, что традиционное вероучение, которое проповедуют имамы мечети, является якобы заблудшим вероучением. Поэтому, когда имамы читают проповеди прихожане из числа приверженцев нетрадиционных религиозных течений наоборот, чтобы не слышать имамов, специально начинают совершать намаз либо через наушники слушают другое. Если их «псевдошейхи» сами уверены в том учении, к которому призывают своих сторонников, то почему тогда запрещают прислушиваться к наставлениям имамов? Многие из них сами малограмотны. Некоторые не могут вспомнить даже одну букву арабского алфавита. При малейшем вопросе сразу начинают звонить по телефону своим псевдоучителям, которые находятся далеко, стараются не обращаться к имамам.  В этой связи, наша работа, в основном, направлена на профилактику вовлечения новых членов таких течений. Мы, руководствуясь нашей компетенцией, можем только с помощью лекций и бесед, на источниках в литературе, проводить разъяснения, чтобы молодые люди не вовлекались в сети деструктивных течений, чтобы не становились их орудием в ложном понимании религии.

В настоящее время в вопросах сферы религии есть значительные продвижения. Потому что повышается религиозное просвещение молодежи и прихожан в целом. В каждой ситуации есть уже понимание белого и черного. Со стороны государства уделяется большое внимание, контрольные меры тоже усиливаются. В центрах реабилитации по вопросам религии, созданные при поддержке государства, работают квалифицированные имамы и теологи, которые уже проводят большую важную работу. Количество лиц, возвратившиеся в лоно традиционных религиозных учений, тоже увеличивается.

Расскажите о работе по оказанию помощи малоимущим и нуждающимся?

― Людей, приходящих в мечеть за помощью очень много. Мы по мере финансовых возможностей стараемся им помогать, кому-то деньгами и продуктами питания. Иногда покупаем лекарства в аптеках, покупаем билеты для людей, оставшихся в поездке. Кроме того, ежегодно к сентябрю рамках акции «Дорога в школу» оказываем помощь малоимущим и многодетным семьям, покупая школьную форму.

Вы согласны с утверждением, что приверженца деструктивного течения можно узнать по внешности?

― Конечно, приверженцев деструктивных религиозных течений по внешним признакам, по стилю одежды удается распознать. Все же, основная проблема кроется не в стиле одежды, в которую они одеваются, проблема заключена в их сознании и идеологии. Внешний вид можно на законном уровне ограничить. Изменить их вероучения и сознание достаточно тяжелая проблема.

Спасибо за интересное интервью!

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0