четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
7oC
1xadv
×

Мама 5 детей из Астаны и ее коллеги-эксперты по трудовому праву выступили с инициативой

В редакцию ИА «NewTimes.kz» обратилась директор Академии трудовых отношений в Астане и мама 5 детей Бибигуль Нурашева. Она и трое ее коллег-ученых в области трудового права написали обращение к власти, в котором предложили 12 конкретных шагов по улучшению положения многодетных.

Фото взято с сайта Плэйкаст
Фото взято с сайта Плэйкаст

Обращение ученые отправили в несколько инстанций: администрацию президента, национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК, комиссию по правам человека при президенте, сенат и мажилис парламента, канцелярию премьер-министра, НДП «Нур Отан» и министерство труда и социальной защиты населения. В начале обращения авторы цитируют казахстанскую Конституцию, где говорится, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Упоминают они и стратегию «Казахстан-2050», где отмечена необходимость реформирования системы стимулирования рождаемости и поддержки многодетности.

«Вместе с тем имеется ряд проблем в системе стимулирования рождаемости и поддержки многодетности. Это подтверждают трагические события, периодически происходящие с многодетными семьями. Трагедия, произошедшая в ночь с 3-го на 4 февраля 2019 года в Астане, глубоко потрясла казахстанское общество и обнажила комплексный характер накопившихся в этой сфере проблем. И мы, ученые, посвятившие себя исследованию вопросов трудового права и права социального обеспечения, обращаемся к Вам с предложениями по реформированию действующего законодательства РК, с надеждой и верой в реальное улучшение статуса и уровня жизни многодетных семей», — пишут авторы и перечисляют свои предложения.

1. Разработка бюджетной программы по единовременным целевым выплатам многодетным семьям

Согласно Закону РК «О жилищных отношениях», многодетные семьи отнесены к социально уязвимым слоям населения и к категории населения, которым в первую очередь предоставляется жилище из государственного жилищного фонда из числа состоявших на учете. Законом установлен запрет снимать с учета многодетные семьи, в установленном порядке признанные нуждающимися в жилище и поставленные на учет, до получения жилища. Согласно ст.36 Закона РК «О государственных наградах», многодетные матери, награжденные подвеской «Алтын алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», обеспечиваются жилой площадью по установленным нормам в первую очередь. Но данных мер недостаточно для решения повседневных задач, связанных с воспитанием 4 и более несовершеннолетних детей. Законодательством не предусмотрена единовременная целевая выплата многодетным семьям, которая может быть использована в целях улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции, других жизненно важных целях.

В этой связи для улучшения материального положения многодетных семей предлагается разработать бюджетную программу по единовременным целевым выплатам многодетным семьям. Аналогичная программа («Материнский капитал») действует в Российской Федерации с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении до 31 декабря 2021 года второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство.

2. Минимальный социальный стандарт «Обеспечение защиты прав и интересов многодетных семей»

Согласно Закону РК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», минимальные социальные стандарты устанавливаются и применяются в 8 сферах, в т.ч. семьи и детей. Однако закон предусматривает только 1 минимальный социальный стандарт в сфере семьи и детей – «Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (усыновление, опеку или попечительство, патронат, приемную семью)». В этой связи предлагается ввести в Закон и разработать новый вид минимального социального стандарта в сфере семьи и детей – «Обеспечение защиты прав и интересов многодетных семей».

3. Законодательное закрепление понятия многодетной матери

Согласно ст.1 Кодекса РК о браке (супружестве) и семье», многодетная семья – семья, имеющая в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста).

Вместе с тем, ни в Кодексе РК о браке (супружестве) и семье», ни в Законе РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», не закреплено понятие многодетной матери. В этой связи предлагается закрепить следующее определение понятия многодетной матери: «многодетная мать – женщина, родившая и воспитывающая четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей».

4. Расширение круга лиц и изменение единицы расчета размера государственного пособия многодетной матери

Согласно Закону РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», система государственных пособий семьям, имеющим детей, включает в себя пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до одного года, пособия на воспитание ребенка-инвалида, государственное пособие на детей до 18 лет, государственное пособие для многодетных матерей. Ст.10 Закона устанавливает размер пособия многодетной матери – 6,40 месячного расчетного показателя. Закон РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» в отношении многодетных семей предусматривает выплату ежемесячных государственных пособий только многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени.

Согласно Закону РК «О государственных наградах», подвеской «Күміс алқа» награждаются матери, родившие и воспитавшие 6 детей, при достижении шестым ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери. Подвеской «Алтын алқа» награждаются матери, родившие и воспитавшие 7 и более детей по достижении седьмым ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери. Получается, многодетные матери 4 и 5 детей лишены права на получение ежемесячных государственных пособий многодетным матерям. Кроме того, считаем необоснованным установление размера пособия многодетной матери в месячных расчетных показателях. Согласно Закону РК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», для оценки уровня жизни населения и осуществления мер по социальной поддержке населения применяется прожиточный минимум.

В этой связи предлагается:

1) предусмотреть выплату ежемесячных государственных пособий многодетным матерям независимо от наличия наград – при наличии 4 и более несовершеннолетних детей, а для многодетных матерей, награжденных подвесками или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени, установить повышенный размер ежемесячных госпособий;

2) установить единицу расчета размера пособия многодетной матери в виде величины прожиточного минимума с внесением изменений в ст.10 Закона РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» и ст.18 Закона РК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях»;

3) увеличить размер государственного пособия многодетной матери до уровня прожиточного минимума (по состоянию на 2019 год увеличение составит порядка 80%).

5. Увеличение срока получения соцвыплат в связи с уходом за ребенком из Государственного фонда соцстрахования

Ст.4 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» предусматривает обязательное социальное страхование на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. В целях поддержки многодетных семей предлагается для них увеличить срок получения социальных выплат в связи с уходом за ребенком из Государственного фонда социального страхования – до достижения ребенком возраста 3 лет.

6. Квотирование рабочих мест для многодетных матерей

Закон РК «О занятости» предусматривает квотирование рабочих мест для 4 категорий граждан:

- инвалидов;

- граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования;

- лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- лиц, состоящих на учете службы пробации.

В целях поддержки многодетных семей предлагается включить многодетных матерей в систему квотирования рабочих мест, а также предусмотреть соответствующие налоговые льготы для работодателей в налоговом законодательстве РК.

7. Определение понятия «многодетный работник» в Трудовом кодексе РК

В Трудовом кодексе РК не предусмотрено понятие многодетного работника, отсутствуют меры поддержки многодетных работников, в том числе, от увольнений и в установлении рабочего времени и времени отдыха. В этой связи предлагается ввести в Трудовой кодекс РК законодательное определение многодетного работника: «многодетный работник – многодетная мать или иное лицо, воспитывающее четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей без матери».

8. Улучшение условий рабочего времени и времени отдыха для многодетных работников

В отношении социально уязвимых категорий работников в Трудовом кодексе РК установлены следующие особенности и меры поддержки. Согласно ст. 69 Трудового кодекса РК, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для 3 категорий работников:

1) не достигших 18-летнего возраста (от 24 часов до 36 часов в неделю);

2) для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (не более 36 часов в неделю согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

3) работникам-инвалидам первой и второй групп (не более 36 часов в неделю).

К сверхурочной работе не допускаются 3 категории работников: беременные женщины; не достигшие восемнадцатилетнего возраста; инвалиды.

Дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска продолжительностью не менее 6 календарных дней предоставляются 2 категориям работников: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; инвалидам первой и второй групп.

С учетом изложенного, в целях поддержки многодетных семей предлагается:

1) установить сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю для многодетных работников;

2) запретить допуск к работе в ночное время многодетных работников;

3) установить дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее 6 календарных дней для многодетных работников;

4) предусмотреть дополнительный выходной день для лечебно-оздоровительных целей многодетным работникам, по соглашению с работодателем, не более двух раз в неделю.

9. Обеспечение защиты прав многодетных работников при переводе на другую работу

Согласно ст.43 Трудового кодекса РК, в случае письменного отказа работника от временного перевода на более легкую работу при получении в связи с исполнением трудовых обязанностей производственной травмы, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, либо вследствие ухудшения здоровья, не связанного с производством, трудовой договор с работником прекращается. В соответствии с п.1 ст.58 Трудового кодекса РК, трудовой договор с работником подлежит прекращению при отказе работника от продолжения трудовых отношений в случаях:

1) отказа работника от перевода в другую местность вместе с работодателем;

2) отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий труда;

3) отказа работника от временного перевода на другую работу по состоянию здоровья при получении в связи с исполнением трудовых обязанностей производственной травмы, профессионального заболевания или ином повреждении здоровья, не связанном с производством.

В целях поддержки многодетных семей предлагается:

1) в ст.43 Трудового кодекса РК установить исключение в отношении многодетных работников, дополнив вышеуказанную статью пунктом 3 следующего содержания:

«3. В случае отказа многодетного работника от предложенного работодателем перевода на другую работу он подлежит освобождению от выполнения противопоказанной работы без сохранения заработной платы до восстановления здоровья или установления инвалидности».

2) установить запрет на прекращение трудового договора при отказе многодетного работника от продолжения трудовых отношений, изложив п.3 ст.58 Трудового кодекса РК в следующей редакции:

«3. Не допускается прекращение трудового договора по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в период временной нетрудоспособности работника (в том числе по беременности и родам) и отпуска, а также с многодетными работниками».

10. Обеспечение защиты прав многодетных работников от увольнений

Согласно п.1 ст.52 Трудового кодекса РК, трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в следующих случаях:

1) сокращения численности или штата работников;

2) снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя;

3) в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы и исключающего возможность ее продолжения;

5) отсутствия работника на работе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд за один рабочий день (рабочую смену).

В целях поддержки многодетных семей необходимо установить запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с многодетными работниками по вышеуказанным основаниям.

В этой связи предлагается ст.54 Трудового кодекса РК дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) - 4), 6), 8) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, не допускается с многодетными работниками».

11. Обеспечение защиты прав кормильцев и супругов многодетных матерей от увольнений

Закон РК «Об обязательном социальном страховании» определяет кормильца как лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода.

В целях поддержки многодетных семей предлагается:

1) расширить понятие кормильца следующим образом: «Кормилец – лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи и трудоспособного лица, воспитывающего четырех и более несовершеннолетних детей, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода»;

2) установить некоторые ограничения на увольнение кормильцев и супругов многодетных матерей, изложив п.2 ст.54 Трудового кодекса РК в следующей редакции:

«2. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, не допускается с беременными женщинами, предоставившими работодателю справку о беременности, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери, а также кормильцами и работниками, являющимися супругами многодетных матерей, воспитывающих четырех и более детей и находящихся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет».

12. Обеспечение прав и законных интересов работников с семейными обязанностями при приеме на работу

Вышеприведенные меры по защите прав многодетных работников могут повлиять на позицию работодателей при их приеме на работу — в виде дискриминации по причине семейного положения. Этому способствует отсутствие в Трудовом кодексе РК запрета на дискриминацию по мотивам семейного положения.

Так, согласно ст.6 Трудового кодекса РК никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям. При этом не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые в соответствии с законами РК устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Кроме того, согласно п.2 ст.25 Трудового кодекса РК беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исполнение данной нормы обеспечено установленной уголовной ответственностью за необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщиной или необоснованное прекращение с ней трудового договора по мотивам ее беременности, или необоснованный отказ в заключении трудового договора, или необоснованное прекращение трудового договора с женщиной, имеющей детей до трех лет, по этим мотивам (ч.2 ст.152 Уголовного кодекса РК).

Однако для применения данной санкции не установлена обязанность работодателя сообщить причину отказа от заключения трудового договора в письменной форме, поэтому данный состав уголовного правонарушения стал практически недоказуемым, а сама норма – декларативной. К слову, в ранее действовавшем Трудовом кодексе РК 2007 года такая обязанность была установлена. Однако в действующей редакции она была необоснованно исключена.

В этой связи предлагается в Трудовом кодексе РК:

1) дополнить ст.6 мотивом для запрещенной дискриминации – семейное положение;

2) расширить охват действия нормы, установленной п.2 ст.25, включив в круг обстоятельств не только наличие детей в возрасте до трех лет, но в целом наличие несовершеннолетних детей (т.к. в многодетных семьях имеются дети старше 3 лет, и, согласно действующей редакции нормы, такие работники исключаются из правовой защиты от дискриминации);

3) в ст.25 установить обязанность работодателя сообщить причину отказа от заключения трудового договора в письменной форме.

В заключение эксперты констатировали недостаточный уровень законодательного обеспечения поддержки многодетных семей.

«… Вышеприведенные проблемы и особая значимость заботы государства о многодетных семьях свидетельствуют о необходимости разработки и принятия Закона Республики Казахстан «О статусе многодетной семьи», в котором будет определен правовой статус многодетной семьи, систематизированы меры государственной поддержки, установлены условия и гарантии социально-экономической защищенности, обеспечивающих достойную жизнь многодетной семьи. На основании вышеизложенного, просим Вас рассмотреть приведенные предложения по законодательному обеспечению прав и законных интересов многодетных семей. Со своей стороны готовы принять участие в разработке и обсуждении соответствующих законодательных актов», — подытожили авторы обращения.

Обращение подписано 4 именами: президент Евразийского правозащитного центра, доктор юридических наук, профессор Нургалиева Е.Н., доктор юридических наук, профессор Нурмагамбетов А.М., директор Академии трудовых отношений, доктор Ph.D Нурашева Б.Ш. и директор НИИ трудового       и корпоративного права, доктор Ph.D  Хасенов М.Х.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: