вторник, 23 апреля 2024 г.
icon
445.66
icon
474.58
icon
4.78
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

«Золотого человека» привезут в Ташкент

В честь торжественного открытия «Года Казахстана в Узбекистане», при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Национальный музей Республики Казахстан 11 апреля 2019 года открывает выставку «Великая Степь: история и культура» в Государственном музее искусств Узбекистана (г. Ташкент, Республика Узбекистан).

В церемонии торжественного открытия выставки примут участие и.о директора Национального музея Республики Казахстан Нуразхан Алмаз Шайкенович и директор Государственного музея искусств Узбекистана Файзиева Васила Солиховна.

Перед открытием выставки состоится пресс-конференция, в мероприятии примут участие представители официальных делегаций двух государств, а также ученые-историки Казахстана и Узбекистана.

Целью выставки является ознакомление зарубежного зрителя с богатым историко-культурным наследием Казахстана. На выставке будет представлен символ Республики Казахстан – «Золотой человек».

В конце 1960-х - начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя – «Золотого человека», – ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века.

На сегодняшний день проект успешно реализован в семи странах – в Беларуси, Азербайджане, России, Китае, Польше, Корее и Республике Татарстан. Выставку «Золотого человека» в этих странах посетило свыше одного миллиона человек.

В целом проект будет реализовываться в течение трех лет, до конца 2020 года выставка посетит около двадцати стран мира. В этом году выставка запланирована в музеях Малайзии, Италии, Турции и Грузии. В следующем году планируется провести выставку в музеях США, Австрии, Франции, Швейцарии и Германии.

На выставке в Государственном музее искусств Узбекистана можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст17-18 лет). 

Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») – далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому – «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями».  В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека».  

В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке.

Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов – так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого – стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.

Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.

По мере утверждения христианства и мусульманства, «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.

Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции предметами ювелирного искусства, датируемыми XV веком. 

Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненная руническим письмом, – древнейший памятник письменности, найденный на этой территории.

Также на выставке были представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область). 

Всего на выставке представлено 106 предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан.

Представляемые на выставке шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана эта лишь малая часть творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии. 

Ожидается большой приток зрителей, в том числе представителей научной и творческой интеллигенции Республики Узбекистан.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: