Техосмотр по фотографии: За деньги признают годным состояние любого автомобиля, говорят казахстанцы

В Алматинской области есть такие точки техосмотра, где на автомобиль даже нет глянут, но безопасность гарантируют. Многие автолюбители знают: при желании пройти техосмотр можно и на обочине. Работа по принципу: «ваши деньги — наша справка», передает Первый канал Евразия.

Как на самом деле проверяют состояние машин, и почему безопасность участников дорожного движения никого не интересует, узнавал корреспондент телеканала.   

Станции, где техосмотр не фикция, а многоуровневая техническая процедура, автолюбители, неуверенные в своем железном коне, стараются объезжать стороной. Они предпочитают обращаться к предпринимателям, у которых все гораздо проще.

Простые, незамысловатые пункты технического осмотра продолжают появляться на территории Алматинской области.

Например, оправляете фото своего авто, переводите указанную сумму на банковскую карту, и дело, как говорится, в шляпе.

«То есть, анализа, в какой ситуации сфотографирована машина, явно не производится. Данные, что ваш выхлоп соответствует нормам, это вводится вручную специалистом в техосмотре. Соответственно, данные, можно внести какие угодно. Вот вам поле для злоупотребления», — заявляет автоэксперт Эдуард Эдоков.

Отсутствие контроля привело к тому, что на некоторых станциях машину загоняют в бокс только для того, чтобы сфотографировать. И даже не прикасаясь к ее агрегатам, тут же выдают людям заветный документ.

Или еще одно отечественное «ноу-хау» — техосмотр под открытым небом. Здесь, кроме яркой вывески, ничего напоминающего стандартную станцию технического осмотра нет. Такие точки в народе уже прозвали «техосмотром на обочине».

И если контролирующие органы делают вид, что ничего не происходит, то для рядовых автолюбителей, все эти обходные маневры давно уже не секрет.

«Техосмотр — это бизнес у них. Техническое состояние машины не проверяют. Просто на эстакаду машину загоняют, фотографируют. Деньги платишь и все, техосмотр пройден», — говорит автолюбитель Алибек Амзебек.

«Я знаю, что люди так делают, что можно и на «убитой» машине за 5 тысяч тенге пройти техосмотр, но я так не делаю. Потому что у меня, во-первых, и машина «свежая»; во-вторых, я сторонник того, что все должно быть по-честному», — рассказывает Жамиля Таирова.

Этого же хотят предприниматели, вложившие в свой бизнес большие деньги. Но самостоятельно бороться с «теневиками», число которых растет, как на дрожжах, они не в силах.

«Ну, имидж, во-первых, и, вообще, уже и психология людей поменялась. Они уже несерьезно относятся к техосмотру. Хотя у нас было много случаев, когда мы на стенде клиенту объясняли, что у вас тормозной шланг высох. Если бы вы ехали по трассе 90-110 км/ч, при экстренном торможении у вас так же произошло бы. Только тогда вы бы улетели куда-нибудь на обочину, это в лучшем случае», — говорит директор центра технического осмотра Асет Еркинов.

После многочисленных жалоб от добросовестных предпринимателей и жителей Актобе, местные власти провели рейд и выявили нескольких дельцов, выдававших «липовые» документы о техосмотре. Их лишили лицензий и каждого оштрафовали на 30 МРП.

«Сотрудниками проектного офиса были сделаны выезды методом «тайный покупатель» и выявлены факты, что действительно данные предприниматели, не проводя фактически техосмотр, выдавали диокарты о том, что их машина соответствует техническим нормам», — сообщил руководитель областного департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Расул Метедов.

Для эффективной борьбы с растущим «теневым» бизнесом, таких локальных мер явно недостаточно. То, что техосмотр необходим, вне всякого сомнения. Но когда эта процедура перестанет быть фикцией, сказать пока никто не может.