В среду, 16 марта, президент Касым-Жомарт Токаев выступает на совместном заседании палат парламента РК с ежегодным посланием народу Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz».
Как пояснил ранее пресс-секретарь главы государства Берик Уали, нынешнее послание президента посвящено реализации новой программы политических реформ и ряда социально-экономических мер, которые предстоит осуществить в ближайшее время.
Трансляцию заседания в прямом эфире ведут республиканские телеканалы.
11.00. Началось совместное заседание палат парламента РК.
11.00. Председатель мажилиса Ерлан Кошанов просит депутатов пройти процедуру регистрации.
11.02. Он сообщил, что необходимый кворум есть: на совместном заседании палат парламента присутствуют 47 депутатов сената и 103 депутата мажилиса.
11.02. Звучит гимн Республики Казахстан.
11.04. Касым-Жомарт Токаев отметил, что сегодняшнее послание особенное.
11.06. Президент выразил соболезнования родным и близким погибших во время январских событий. По его словам, одной из задач государства является не допустить повтора трагедии.
11.12. Я всегда был честен с народом. Всем казахстанцам были даны честные ответы по январским событиям. продолжаются следственные меры. Я поручаю следственным органам провести честное и открытое расследование.
Сейчас готовы предварительные данные. Мы знаем, что планировался госпереворот. Они на протяжении нескольких лет планировали свое преступление и объединились. Это были как внутренние, так и внешние враги нашей страны.
Все зачинщики должны понести наказание, но в рамках закона.
11.16. В отношении нескольких сотен человек возбуждены уголовные дела. Мы признали факты, когда сотрудники правоохранительных органов применяли к задержанным запрещенные методы дознания и даже пытки. Такие варварские проявления средневековья противоречат принципам любого прогрессивного общества. Они неприемлемы и для нас. Как только появились первые сообщения о подобных случаях, мною было дано поручение тщательно расследовать их.
Кроме того, в активную работу практически с первых дней включилась уполномоченный по правам человека. Группа правозащитников, члены национального совета общественного доверия беспрепятственно посещали изоляторы, знакомились с условиями содержания участников январских событий, рассматривали их жалобы. Омбудсмен, независимая общественная комиссия во главе с авторитетными юристами тесно взаимодействовали с органами прокуратуры – открыто выражали свои позиции. Некоторые сотрудники правоохранительных органов применяли недопустимые методы и пытки в отношении задержанных в ходе январской трагедии.
11.20. По сути, это было огромное испытание для наших госорганов. Однако их злой умысел не был осуществлен. Я всегда говорил, что буду до конца со своим народом. Среди них были известные личности. Были руководители военных и спецорганов. Даже взяли под контроль связь. Использовали все действия, чтобы дестабилизировать ситуацию
Отдельные чиновники объединились и стремились захватить власть для того, чтобы творить беззаконие.
Заговорщики использовали профессионально подготовленных боевиков, перед которыми стояла задача посеять хаос в Алматы и дестабилизировать ситуацию.
Все виновные понесут наказание, какие бы позиции они не занимали.
Следствие по делу о заговоре силовиков и их пособников продолжается в режиме секретности.
11.21. Они планировали сместить президента с должности. В самый сложный период я открыто сказал, что буду всегда с народом. Внутренние враги хуже внешних. Это мы увидели на практике. Они дезинформировали государственные органы, что вынудило нас обратиться к ОДКБ.
11.24. Политическая трансформация нацелена на формирование честных и справедливых правил игры искоренение фаворитизма и монополий во всех сферах жизни.
Мы не свернем с намеченного пути, а, напротив, ускорим системные преобразования во всех сферах жизни.
Предлагаемые мной инициативы тщательно прорабатывались мной до январских событий. Различные эксперты предлагали мне дождаться лучших времен. Но я твердо убежден, что нашей стране нужны кардинальные реформы, иначе будет застой. Мы это видели в советское время.
11.25. Я представлю проект по политическому реформированию страны. Этот документ отвечает требования и запросам общества. Нам жизненно важно не отступать от намеченного пути, сохранять солидарность. Мы не проводим реформы на бумаге или для общественного одобрения, это не пустые обещания. Нам нужны конкретные меры и улучшения, которые почувствует каждый казахстанец.
Система, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила эффективность. Речь об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом.
Такая система будет усиленно работать на благо общества.
11.29. Сегодня у нас буквально все замыкается на президенте. Это неправильно. Нужно постепенно отходить от такой практики. Долгосрочные интересы государства для меня важнее каких-то дополнительных рычагов власти и ситуативного влияния.
11.29. Предлагаю законодательно оформить обязанность президента прекратить членство в партии на период своих полномочий. Данная норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий.
Необходимо ввести положение об обязательном выходе из партии AMANAT председателей и членов ЦИК, счетного комитета и конституционного совета.
Нужно законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий. Такие решения позволят сформировать многополюсную партийную систему.
11.30. Для ближайших родственников президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе.
11.32. Глава государства имеет право отменять или приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения. Эта норма способствует укоренению излишней практики ручного управления и снижает самостоятельность местных исполнительных органов. Более того, сейчас президент обладает правом снимать с должности районных и даже сельских акимов. Такие законодательные положения нужно упразднить.
11.33. Президентскую квоту в сенате следует рассматривать не как средство контроля, а в качестве механизма учета голосов и мнений социальных групп, слабо представленных в парламенте. Поэтому мною принято решение о сокращении президентской квоты в сенате с 15 до 10 депутатов. Пятеро будут рекомендованы АНК.
Нижняя палата парламента должна отражать весь электоральный ландшафт страны без предоставления кому-либо искусственных преференций. Таким образом мы упраздним квоту АНК в мажилисе, что, на мой взгляд, правильно и с политической, и с юридической точек зрения. Эта квота переносится в сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. Соответственно, общее количество депутатских мест в мажилисе уменьшится.
Считаю целесообразным ввести норму, предполагающую право сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые мажилисом. Следовательно, именно мажилис наделяется правом принимать законы.
11.38. Нужно внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующие право президента вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения. Таким образом, президент будет назначать акимов областей и городов республиканского значения с учетом результатов рассмотрения в маслихатах.
11.39. Для усиления контроля за республиканским бюджетом будут усилены полномочия парламента. В этой связи предлагаю на вместо счетного комитета создать высшую аудиторскую палату.
11.40. Отсутствие возможности участия беспартийных в выборах снизило доверие народа к выборам. Депутатский корпус мажилиса будет формироваться по следующей схеме: 70% на пропорциональной основе и 30% – на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.
Депутатов, не выполнивших предвыборные задачи, будут лишать мандатов.
Процедуры регистрации партий упростят. Регистрационный порог следует снизить в 4 раза – с 20 до 5 тыс человек.
Минимальная численность региональных представительств уменьшится в три раза – с 600 до 200 человек. Почти на треть, с 1000 до 700 человек, сократится минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии.
11.45. В эпоху бурного развития коммуникации важна активность акимов в социальных сетях. Однако в электоральный период агитация так или иначе проводилась. Предлагаю регламентировать этот механизм и разрешить агитацию.
11.49. Считаю нужным учредить конституционный суд в Казахстане. Генеральному прокурору и уполномоченному по правам человека также должна быть предоставлена возможность обращения в конституционный суд. Надеюсь, что эти инициативы станут важным шагом на пути к построению справедливого и правового государства.
11.50. Полагаю, что для окончательного закрепления решения об отмене смертной казни нужно внести соответствующие изменения в Конституцию. Важно внедрить системный подход в расследование преступлений, связанных с пытками. На сегодня конкретный орган, ответственный за это направление, отсутствует. Подобная практика чревата рисками. Поэтому предлагаю закрепить эти функции за прокуратурой.
11.52. Сегодня участились обращения граждан и общественников по поводу необходимости ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей. Поручаю генеральной прокуратуре всесторонне изучить вопрос и решить эту проблему.
11.54. Дальнейшие демократические преобразования невозможны без независимых СМИ.
Они должны быть конкурентными и свободными. Это крайне важно сейчас. Журналисты должны искренне переживать за своих граждан. Они должны быть свободными и не работать по заказу отдельных лиц или граждан.
Необходимо пересмотреть закон о средствах массовой информации.
11.58. Создадут новую область — Абайскую — с центром в Семее. Улытаускую область создадут с центром в городе Жезказгане. Алматинская агломерация сложная. Нужно разделить Алматинскую область на Алматинскую и Жетысускую области. Центр Жетысуской области будет в Талдыкоргане, Алматинской – в Капчагае.
Предлагается переименовать Капшагай в город Конаев.
12.05. У акимов не должно быть больше трех заместителей. В исключительном случае – четыре.
12.08. Казахстан столкнулся с беспрецедентным кризисом на фоне обострения геополитической ситуации. Рвутся цепочки поставок.
Жесткое санкционное противостояние приводит к издержкам. Но причин для паники все же нет. В нашей стране есть инструменты для преодоления кризиса.
12.11. Спекуляции на рынках ни в коем случае не должны стать причиной неоправданного «сжигания» наших резервов. Правительству, национальному банку, агентству по развитию и регулированию финансового рынка нужно принять решительные меры в этом направлении.
12.13. События в Украине привели к резкому скачку цен на продовольствие. Вполне вероятно, что они в скором времени могут побить все абсолютные рекорды.
12.13. Нужно обеспечить аграриев необходимым объемом ГСМ по приемлемым ценам. Следует перепроверить готовность сельскохозяйственной техники, запасы семян и удобрений
12.14. Созданный при правительстве оперативный штаб должен одновременно работать как ситуационный центр, который в режиме реального времени проводит анализ информации, а также разработку конкретных экстренных мер. На системном уровне нужно искоренить чрезмерную бюрократизацию, которая серьезно тормозит развитие страны. Будет подписан указ о дебюрократизации госсектора, он повлияет на процесс принятия решений, в том числе в бюджетной сфере.
12.14. До конца года нужно принять 20 законов. Это сложная работа, и к ней нужно относиться с особой ответственностью. Нужно внести порядка 30 изменений в конституцию, чтобы реализовать все мои инициативы, предложенные сегодня.
12.15 Разразился геополитический шторм. Мы должны сберечь независимость. Поэтому нам нужно твердо придерживаться курса, нацеленного на защиту суверенитета и территориальной целостности государства. Не время строить баррикады и проводить митинги.
12.16. Мы должны сберечь наше главное достояние – независимость, упрочить основы национальной идентичности, сосредоточиться на трансформации страны. Это наш священный долг перед будущими поколениями.
12.18. В Новом Казахстане мы должны следовать главному принципу – разные взгляды, но единая нация.
12.19. Заседание завершено.