Все достижения нашей страны были бы невозможны без политической воли главы государства Нурсултана Назарбаева. Благодаря его активной международной деятельности и огромному авторитету нам удалось завоевать симпатии даже в тех кругах, которые совсем недавно обрушивались на республику с критикой.
Это огромное достижение. Теперь с высоких трибун мы часто слышим теплые слова в адрес Казахстана.
О реформировании ОБСЕ говорят уже несколько лет. Удалось ли Казахстану сдвинуть этот процесс в русле практических решений?
Как показывает практика, это довольно сложная проблема. И, тем не менее, можно смело говорить, что казахстанское председательство стало переломным.
Впервые в истории ОБСЕ состоялась презентация в форме видеобращения Президента страны - председателя Нурсултана Назарбаева, в котором обозначены все задачи и планы на год председательства.
Как известно, Казахстаном озвучен главный девиз председательства -четыре «Т»: доверие, транспарентность, толерантность и традиции.
Мы также смогли обратить взоры всего европейского сообщества на проблемы Центрально-Азиатского региона. Казахстанское председательство придало мощный импульс сближению Востока и Запада.
В современных условиях очень важно обеспечить активную деятельность ОБСЕ во всех трех измерениях. На первый план выдвигается проблема безопасности. Мы все в равной мере подвержены угрозам терроризма, экстремизма и наркотрафика. Они не имеют границ, религиозной или государственной принадлежности. Поэтому очень важно эффективно координировать наши усилия в борьбе с этими общими вызовами. Именно Казахстану удалось убедить глав государств ОБСЕ о необходимости встречи в Астане. Это доверие в первую очередь Главе государства Нурсултану Назарбаеву. Мирные инициативы нашего лидера получили огромный международный резонанс.
Положительно о деятельности Главы Казахстана отозвался Президент США Барак Обама во время Глобального саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле нынешнего года, отметив лидерство Нурсултана Абишевича как «пример для мировых держав». Международным сообществом также высоко оцениваются наши успешные реформы внутри страны. В Казахстане реализуется справедливая государственная политика во имя сохранения стабильности в обществе, обеспечения межэтнического,-межконфессионального согласия и укрепления ее независимости.
Освободившееся демократическим путем от 70-летнего тоталитарного режима молодое государство достигло определенного успеха.
В нашем государстве имеются все условия для защиты и свободы основных прав человека. В данном направлении постоянно ведется систематическая работа.
В Республике Казахстан был определен план развития гражданских прав человека на 2009-2012 гг., наряду с этим анализ мероприятий плана на 2010-2020 годы явился естественным свидетельством проделанной работы по совершенствованию национального характера правовой политики,
Концепцией правовой политики Республики Казахстана, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года. За прошедшие годы принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально - экономическое развитие Казахстана.
Главными итогами реализации Концепции стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства (конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного).
Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.
Первое десятилетие 21-го века ознаменовалось в Казахстане новым этапом конституционного строительства. 21 мая 2007 года принят Закон«О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. При этом в основном сохранились параметры казахстанской модели государственного устройства, выдержавшей проверку временем
В рамках данной модели в ходе конституционной реформы была осуществлена модернизация системы властных отношений, повысившая роль и влияние палат Парламента, которые отныне несут еще большую ответственность за состояние дел в государстве.
Благодаря курсу на всестороннее развитие институтов гражданского общества, гармонизацию отношений государства и общества сняты конституционные запреты и ограничения на более активное взаимодействие государственных и общественных институтов, модернизирована система местного самоуправления, сегодня полностью отвечающая внутренним условиям и потребностям нашей страны.
На конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Сфера применения смертной казни сокращена и ограничена исключительно террористическими преступлениями, сопряженными с гибелью людей и особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время, что в условиях Казахстана означает фактическую отмену смертной казни. Введено судебное санкционирование ареста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой и судом следствия.
Проведенная реформа направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Все эти системные решения, получившие конституционное признание, должны найти дальнейшее воплощение в текущем законодательстве Республики Казахстан,
Особое внимание следует уделить прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, которая будет основываться на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права и правовых систем, анализе практики применения нормативных правовых актов.
Будут вводиться международные стандарты оценки нормативных правовых актов, что позволит более полно учитывать интересы граждан, общества и государства, обеспечивать эффективность, экономичность и рациональность норм права.
В любом обществе имеется сложная система социально значимых интересов. Реализация таких интересов осуществляется, в том числе, через механизмы официального и неофициального лоббирования в законотворческом процессе. В связи с этим такому явлению, как лоббирование, необходимо придать легальные рамки и соответственно регламентировать отношения, связанные с пропагандой разработки, обсуждения и принятия Парламентом проектов законов.
Необходимо широко и на постоянной основе привлекать к нормотворческой деятельности представителей общественности, неправительственные организации и объединения, представляющие интересы частого предпринимательства.
Основы конституционного строя Республики Казахстана, суверенитет и унитарность государства будут укрепляться через совершенствование конституционного законодательства и практики его применения.
Одним из важных механизмов обеспечения режима конституционной законности, точный интерпретации принципов и норм Конституции, формирования ориентиров развития национального права и правоприменительной практики является повышение эффективности деятельности Конституционного совета и исчерпывающая практическая реализация его нормативных постановлений в правовой политике государства.
Для обеспечения прав и свобод человека и гражданина важным является создание условий, гарантирующих равенство прав и свобод независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, местожительства или иных любых обстоятельств, как этого требует наша Конституция.
В данном контексте будет возрастать роль правовых механизмов в сохранении и укреплении межнационального согласия, обеспечении единства многонационального народа Казахстана.
Казахстан является светским государством, в котором царят межконфессиональный мир и согласие, уважаются и соблюдаются права как верующих, так и граждан, придерживающихся атеистических взглядов. Государство не вмешивается в сферу религиозной деятельности, но должно обеспечивать взаимодействие с конфессиями и защищать право граждан на свободу вероисповедания, для чего должна быть выстроена эффективная государственная политика в этой сфере.
Необходимо дальнейшее совершенствование, соблюдение законодательства о свободе вероисповедания в части регулирования миссионерской деятельности, распространения религиозной продукции, регистрации религиозных объединений.
В современных условиях все возрастающую роль будет также играть фактор тендерного равенства в государственной и общественной жизни, обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.
Последовательное и устойчивое развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, роста предприимчивости граждан, укрепления институтов гражданского общества.
В этой связи необходимы правовые инструменты, дающие дополнительный импульс развитию институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив.
Следует совершенствовать статус неправительственных организаций, механизмы правового регулирования должны учитывать особенности деятельности неправительственных организаций, а также обеспечения государственной поддержки общественных обьединений.
Развитие гражданской инициативы тесно связано с вопросами местного самоуправления. Этот институт, находящийся на стыке государства и гражданского общества, также требует своего укрепления и развития. В частности, необходимо с учетом накопленного опыта проводить не только разграничение функций государственного управления и местного самоуправления, но и широко привлекать органы местного самоуправления к участию в реализации государственных функций, имеющих местное значение.
При этом в целях построения эффективной системы государственного управления данную работу необходимо проводить одновременно с дальнейшим разграничением сфер деятельности, функций и ответственности между различными уровнями государственной власти.
В будущем также на базе действующих административных судов необходимо создание системы административной юстиции, рассматривающей публично-правовые споры с передачей дел об административных правонарушениях в подведомственность судов и общей юрисдикции.