+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
03.12.2015 в 23:52

Молодежная политика в контексте стратегического плана развития Казахстана до 2020 года

В политике без стратегического плана развития невозможно было бы ставить краткосрочных и тактических задач перед государством, обществом и личностью. Стратегический план - это своего рода идеология развития. Ярким примером такого сравнения может послужить Стратегическая программа Казахстан-2030, которая для казахстанцев стала национальной идеей развития, процветания, безопасности и улучшения благосостояния.

Как дальновидный политик, глава нашего государства Н.А. Назарбаев своим Посланием народу Казахстана «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в 1997 году определил курс развития республики. Стратегическая программа устремлена в будущее: время быстро пройдет, и она будет реальностью для сегодняшней молодежи, будущее поколение будет пожинать ее плоды.

В связи с этим, важно отметить, что стратегия развития страны -документ высшего уровня. Только Президент Республики Казахстан уполномочен Конституцией, определять основные направления внутренней и внешней политики государства, обращаясь ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, а также утверждать государственные программы развития. И Президент способен обеспечить согласованные действия всех ветвей и звеньев власти, институтов гражданского общества в области развития страны. Реализация выбранной стратегии - задача органов законодательной и исполнительной власти, органов власти всех регионов, всего общества.

Немаловажным инструментом стратегического планирования также стал ежегодные послания Президента Республики Казахстан. В последние годы в посланиях главы государства особое внимание уделяются не только оценки текущего состояния, но и формулируется перечень угроз и вызовов национальной безопасности, обосновываются предложения по их нейтрализации с учетом приоритетности. Кроме этого даются указания и рекомендации по уточнению стратегического целеполагания применительно к политической, экономической, военной, социальной сферам, международной безопасности и другим важнейшим аспектам жизни государства и общества.

Обзор нормативно-правовых актов Республики Казахстан позволяет определить круг терминов, используемых в сочетании со словом «стратегия». Уяснение этих терминов во взаимосвязи представляется особенно важным, так как позволит изучить не только пра¬вовое значение самого искомого термина, то есть стратегии развития, но и способов их реализации — через определение всевозможных стратегических объектов и сфер деятельности.

Для раскрытия сущности понятия «стратегия развития Казахстана» необходимо сделать краткий этимологический анализ термина. Проведенный анализ показывает, что термин «стратегия» употребляется в следующих значениях:

Наука о ведении войны, искусство о ведении войны. Теория военной стратегии.

Общий план ведения войны, боевых операций. Победоносная стратегия.

Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегия научного поиска. Все это является переносным значением.

Прилагательное «стратегический); используется в значении имеющий военное значение. Стратегические резервы. Стратегические наступательные вооружения. Стратегический план. Стратегическое сырье . Лингвистический анализ показывает, что в перечисленных словосочетаниях прилагательное стратегический образовано от слова стратегия в первом значении.

А в словосочетании «стратегия развития» контекст употребления показывает, что она используется в переносном значении, как искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах, и это наиболее явно определяемое значение. Контекстный анализ значения термина «стратегический» исходя из употребления в исследованных документах, позволяет сделать следующие выводы:

Данный термин в основном означает особую важность для государства.

Преимущественно эта важность связана с обеспечением безопасности (прежде всего - обороноспособности и государственной безопасности), стабильности и устойчивости развития.

В связи с вышесказанным, значение стратегического планирования для повышения конкурентоспособности Республики Казахстан и качественного роста уровня жизни казахстанских граждан, а также развития регионов нашей необъятной страны трудно переоценить. Вполне понятно внимание, которое уделяется формированию системы стратегического планирования высшими органами государственной власти независимого Казахстана. В рамках стратегического планирования формируются прогнозы, нормативно-правовые акты, концептуальные (концепции, стратегии, доктрины, основы), программные, планирующие и рас¬порядительные, а также вспомогательные (аналитические, информационные, справочные) и другие документы.

Стратегия развития Казахстана до 2030 года заложила правовую основу создания в стране механизма стратегического планирования. Она отвечает требованиям сегодняшних условий рыночной экономики и демократической политической системы. В стратегии «Казахстан-2030» увязано воедино социально-экономическое развитие страны и обеспечение ее безопасности. Такое развитие с учетом интересов национальной безопасности можно назвать стратегическим развитием. Принцип «обеспечение национальной безопасности через устойчивое развитие» признан основополагающим применительно к стратегическому планированию и обеспечению нацио¬нальной безопасности. Действительно, этот принцип логически вытекает из положений Закона PK «О национальной безопасности», в которой дается широкая трактовка понятия «безопасность»: внешняя безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности. То есть, в целом национальная безопасность является состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Таким образом, угрозы безопасности - это в первую очередь угрозы развитию.

И наоборот - именно развитие позволяет наилучшим образом противостоять угрозам безопасности в современном быстро меняющемся мире. В конечном итоге мы строим не крепость, а открытое и динамично развивающееся общество, способное интегрироваться в мировое хозяйство и противостоять угрозам и вызовам глобализации. Как видим, Стратегическая программа развития Казахстана до 2030 года выступает одновременно условием, критерием и целью, как обеспечения национальной безопасности, так и ускоренного развития страны.

Однако общество не может успешно развиваться с продуманной стратегией, если нет соответствующего комплексного стратегического управления. Необходимо, прежде всего, стратегическое целеполагание, которое призвано определить, к чему следует стремиться, чего добиваться, какой в будущем должна стать наша страна. К сожалению, сегодня в процессе долгосрочного целеполагания обычно не учитываются результативность функций государственных органов, всевозможных национальных компаний и фондов развития на современном этапе. Вследствие чего каждый год остаются неосвоенными огромные средства, выделенные из государственного бюджета для реализации программ развития. В 2010 году неосвоенные бюджетные деньги составили рекордную сумму - 130 млрд. тенге. Это показатель системного недостатка сегодняшнего государственного управления.

Для продуктивной работы должны быть выбраны средства достижения поставленных целей, выявлены факторы - угрозы и риски, которые могут затруднить реализацию избранных приоритетов. Государство, организуя и осуществляя стратегическое планирование, призвано не только определять стратегические приоритеты, но и создавать благоприятные условия для устойчивого развития. Такое развитие в современных реалиях, по мнению большинства экономистов, зависит не только и не столько от состояния экономики, сколько от качества государственного управления.

Чтобы добиться успеха реформ, построить социальное государство, нужно изменить сам способ движения к прогрессу. Необходим, как считает Президент страны Н.А, Назарбаев, стратегический прорыв к новой идеологии, опережающей события, ориентирующей и сплачивающей людей.

Новое качество ежегодному посланию Президента Республики Казахстан от 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстан» придает прогноз развития ситуации в сферах обеспечения национальной безопасности на следующие 10 лет.

То есть, новое послание определило стратегические направления и цели развития страны на текущее десятилетие в рамках утвержденного Главой государства Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. В данном стратегическом документе обозначен ряд задач по дальнейшему развитию экономики; созданию условий качественного улучшения бизнес среды; укреплению социальной составляющей государственной политики.

Это дает возможность системно взглянуть на проблемы развития государства, научно подойти к формулировке стратегических ориентиров, которых предстоит достичь, задач, требующих решения, и приоритетных направлений деятельности на региональном, ведомственном и межведомственном уровнях. При разработке прогноза принимались во внимание ключевые аспекты, связанные с текущими и новыми внешними и внутренними угрозами национальной безопасности.

Таким образом, разработка системы стратегического планирования развития страны и обеспечения ее безопасности вступает в решающую стадию. Сейчас только от нас самих зависит, сумеем ли мы реализовать солидные заделы, созданные нашими общими усилиями, и приступить к практической работе по выстраиванию в масштабах всей страны современных механизмов стратегического управления.

Глава государства обозначил народу Казахстана вектор уверенного движения вперед сквозь бурю экономических и цивилизационных катаклизмов. Он аргументировано показал, что только форсированная индустриализация, только инновации, только многократный рост производительности труда позволят Казахстану занять выгодную и прочную позицию в новом посткризисном мире.

Сегодня с уверенностью можно констатировать, что достигнутые успехи Казахстана стали прочной основой для дальнейших последовательных шагов по повышению благосостояния населения, модернизации   экономики,   формированию   современного гражданского общества. Все это возможно, в первую очередь, благодаря упорству, трудолюбию и целеустремленности казахстанцев. Особое значение в этой связи имеет формирование гражданского сознания молодежи и реализация эффективной молодежной политики. Сегодня мы все осознаем, что целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны, ведь молодежь - будущее страны.

Государственная политика по отношению к молодёжи должна создавать условия, которые позволяли бы подрастающему поколению как можно раньше обретать свою самостоятельность, максимально раскрывать свои способности и реализовывать жизненные силы, быть готовыми взять на себя ответственность за будущее страны. В основу новой молодёжной политики должны быть заложены полное доверие к молодёжи, поддержка молодёжных инициатив, защита прав и интересов молодых. Молодёжное движение должно быть свободным, заорганизованность, строгая регламентация неизбежно ведёт к снижению его активности. Происходящие в стране глубокие преобразования вызывают настоятельную необходимость активизации деятельности всех слоев населения, и в первую очередь молодежи, при этом регулирующим фактором должна стать системная внутренняя политика государства.

Процесс социализации молодого поколения не может идти сам по себе, в отрыве от процессов, которые происходят в современном обществе, на данном этапе его развития. Для того, чтобы направить этот процесс в нужное русло, необходима новая государственная молодежная политика, результатом которой явилось бы плавное вхождение молодого поколения в рыночные реалии современности и осознание необходимости его активной роли в процессе реформирования нашего общества.

Государственная молодежная политика претендует на то, чтобы стать основополагающей в системе социально-экономического развития страны. В своей основе молодежная политика - необходимый компонент развития любой страны. Именно поэтому очевидно, что ведущие принципы государственной деятельности в этой области должны включать защищенность молодежи; поддержку молодежных инициатив; поощрение деятельности любых общественных объединений, проводимой в соответствии с целями молодежной политики, в том числе и на альтернативной основе.

Выработка и реализация государственной молодежной политики имеет первостепенное значение для современного Казахстана. Ведь от степени гармонизации отношений общества и молодежи зависят дальнейшие социально-экономические, политические перспективы развития нашей страны.

 

Подводя итоги вышеизложенного, констатируем, что Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года дает возможность найти новые пути для решения проблем молодежи, создания необходимых условий для их социальной ориентации, широкого привлечения молодежи к самостоятельной работе, воспитания их в духе патриотизма, достойного гражданина Казахстана. Избранный Казахстаном в качестве основы демократического преобразования общества прогрессивный путь способствует осуществлению новых задач.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика