По данным издания «Коммерсантъ», Казахстан оценил потери от препятствий, которые Россия чинит в транзите местного угля в Украину, в 11 млн долларов в месяц.
Евразийская экономическая комиссия заключила, что действия России, которая фактически квотирует транзитные поставки угля из Казахстана на Украину, следует рассматривать как препятствие с «признаками барьера в рамках функционирования внутреннего рынка», сообщили в министерстве торговли и интеграции Казахстана. Разногласия планируется обсудить на заседании межправкомиссии РФ и Казахстана 14–15 октября.
С 1 июня экспорт угля и отдельных видов нефтепродуктов в Украину из России осуществляется только по разрешениям, выдаваемым Минэком. Ограничения формально не касаются транзитных грузов, но на практике Россия фактически квотировала поставки через свою территорию. Российская сторона признавала, что заявки Казахстана на транзит в Украину согласовываются не полностью, однако подчеркивала, что местные компании не вывозили даже одобренные объемы. Казахстан поставляет в Украину в основном энергетический уголь марки Д и концентрат марок угля К+КЖ, используемый в коксохимической промышленности. «Консультации на уровне уполномоченных государственных органов России и Казахстана по решению данной проблемы продолжаются, но очевидных положительных результатов они пока не приносят», — заявил изданию замглавы Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Максим Кононов.
По его словам, в октябре Минэкономики РФ оставило квоты для поставок казахского угля на уровне сентября, согласовав лишь заявки двух компаний на перевозку 80 тыс тонн угольного концентрата (смесь К+КЖ) и 6,6 тыс тонн угля марки Д. «Заявки других компаний отклоняются без объяснения причин»,— отметил он.
По данным Министерства торговли и интеграции Казахстана, с июля по октябрь Минэкономики РФ согласовало транзит на Украину 320 тыс. тонн казахского угля при заявке 716 тыс. тонн. Власти Казахстана оценивают ежемесячные потери предприятий страны в $11 млн. В министерстве также добавляют, что убытки железных дорог страны от потери грузооборота составляют около 48,6 млн тенге в месяц. При этом за июнь—сентябрь поставки угля в Украину из Беларуси, почти не имеющей собственных добычных мощностей, выросли до 1 млн тонн — это вдвое больше, чем за весь 2018 год. Как отмечали собеседники «Ъ» в отрасли, реэкспортом через Беларусь пользуются многие российские угольные компании.
Кроме того, как отмечают в министерстве торговли и интеграции Казахстана, ограничение экспорта в Украину привело к переизбытку товара на внутреннем рынке России, в результате чего и российские потребители начали отказываться от казахстанского угля, а цены существенно снизились. Казахстанские угольщики вынуждены искать дополнительные рынки сбыта, хотя по техническим характеристикам и в силу транспортной доступности украинский рынок является единственным приемлемым рынком.
Старший директор АКРА Максим Худалов полагает, что эти разногласия между Россией и Казахстаном будут устранены. «Насколько я знаю, жесткость регулирования сильно понизили, нельзя было ввозить только рядовые марки Т и А. Скорее всего, казахстанским производителям дадут больше квот на экспорт через российские порты», — полагает эксперт.