ОФ ЦСПИ «Стратегия» опубликовал рейтинг управленческой элиты за 4-й квартал 2018 года. Глава КНБ Карим Масимов и председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов возглавили хит-парад чиновников, а вот глава МОНа Ерлан Сагадиев оказался на последнем месте, передает ИА «NewTimes.kz».
NT публикует рейтинг центра исследований полностью и без изменений.
«В конце 2018 года произошли изменения в составе правительства РК. Так, сменился руководитель внешнеполитического ведомства: вместо Кайрата Абдрахманова, который занимал эту должность 2 года и имел в нашем рейтинге средние показатели, был назначен экс-министр обороны и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов. При этом новый пост пока не помог Атамкулову извлечь положительные оценки со стороны экспертов. Для многих участников исследования это назначение было скоропостижным, и возник вопрос, насколько будет эффективен Атамкулов, исполняя новые обязанности: «Сенсационное назначение, которое говорит о том, что период активной внешнеполитической деятельности Казахстана уходит в прошлое. Ничем себя не проявивший в качестве министра оборонной и аэрокосмической промышленности, Атамкулов с тем же успехом отсидит и в новом кресле». Пока новый министр иностранных дел разместился на 37 месте с рейтингом 3,30 балла.
В рамках той же ротации Кабмина новым министром оборонной и аэрокосмической промышленности назначен Аскар Жумагалиев, сохранивший в то же время вице-премьерскую позицию. По итогам опроса экспертов, Жумагалиев оказался на 13 месте с рейтингом 4,40 балла. Его характеризуют как «профессионального, перспективного, кризисного» управленца, который имеет достаточное доверие со стороны президента страны. Для сравнения: рейтинг его предшественника Атамкулова в этой же должности составлял 2,94 балла (44 место).
В это же время Женис Касымбек был назначен министром индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (отметим, что указом президента возглавляемое им ранее министерство по инвестициям и развитию было реорганизовано). Эксперты средне оценивают главу нового министерства, как с точки зрения эффективности, так и перспективности. По итогам он занял 32 место, набрав 3,41 балла из 7-ми возможных.
5 с плюсом
По итогам четвертого квартала первое место в рейтинге управленческой элиты, как и в прошлом рейтинге, досталось председателю КНБ Кариму Масимову. Эксперты приписывают ему наиболее высокий авторитет и самую лучшую перспективу среди всех представленных в списке политиков. При этом стоит отметить, что председатель КНБ, как и в прошлом квартале, получил оценки выше 5-баллов по всем трем критериям. «Свою задачу по усилению КНБ Масимов успешно выполнил. Теперь в 2019 году его ожидает пост либо премьер-министра, либо же руководителя Совета безопасности. Данный орган явно нуждается в усилении, что может сделать только такой политический тяжеловес, как Карим Масимов».
По результатам опроса, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов подтвердил вторую позицию в рейтинге, но его совокупная оценка повысилась (+0,16 п.п.), в основном, из-за повышения показателя авторитетности. На повышение его оценок влияет то, что Есимов — практически единственный представитель «старой гвардии», занимающий сравнительно невысокую должность в системе управленческой вертикали, но в то же время могущий быть востребованным в любой момент в случае необходимости: «как и Абыкаева, Есимова могут рекрутировать на высшие позиции, если президент разочаруется в нынешней структуре».
Выше 4-х баллов
Выше 4-х баллов, но меньше 5-ти, в 4-м квартале 2018 года из 48 персон, вошедших в список, набрали 15 политиков.
Посол в РФ Имангали Тасмагамбетов также подтвердил третье место в рейтинге, улучшив при этом свою оценку (+0,17 п.п.). Этот результат был получен за счет высоких оценок авторитетности и эффективности, в то время как с точки зрения перспективности он находится лишь на 13-м месте. Невысокую перспективность посла в РФ многие эксперты связывают с его должностной позицией, которая отодвигает его от внутриполитической арены. Другая немаловажная причина, о которой говорили эксперты, – это возрастной фактор «в декабре 2019 года исполняется 63». Тем не менее, как считают некоторые опрошенные, «сносить его с пьедестала» еще рано, «потенциал для рывка при форс-мажоре еще есть».
Фото: sputniknews.kz
Спустя квартал вернул себе 4-е место в рейтинге председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев. Изменение позиции председателя НПП «Атамекен» в основном связано с улучшением по номинациям авторитетность (+0,15 п.п.) и перспективность (+0,33 п.п.). Таким образом, эксперты высоко оценивают способность Кулибаева держаться подальше от внутриполитических раскладов/разборок: «Человек, по явному недоразумению входивший в число вероятных преемников президента, успешно демонстрирует отсутствие каких-либо политических амбиций».
Потерял одну позицию в рейтинге руководитель Администрации Президента Асет Исекешев (с 4 места — 4,80 балла на 5 место — 4,79 баллов). Следует отметить, что руководитель АП — один из немногих управленцев верхней части рейтинга, у которого, по результатам опроса, в четвертом квартале несколько снизилась позиция. По мнению экспертов, Исекешев сейчас находится в довольно сложной ситуации, и в связи с этим его рейтинг не растет: «В АП он ограничен кадровыми перестановками. Внутреннюю политику контролирует М. Тажин. Экономический блок – слабый. Региональное развитие – слишком независимые областные акимы». Хотя, возможно, что Исекешев и не ставил себе целью слишком активничать на новом месте: «не выстрелил, но, наверное, и не собирался».
Следует отметить улучшение позиций премьер-министра Бахытжана Сагинтаева (с 10 места (4,12 балла) на 8 место (4,58 баллов)) и вице-премьера Аскара Мамина (с 11 места (4,08 балла) на 10 место (4,57 балла)) («потерял КТЖ, Казатомпром, но, по-прежнему, главная рабочая сила правительства»). При этом оба высокопоставленных менеджера имеют сравнительно высокие (выше 4 баллов) показатели по всем трем номинациям.
Несколько снизился рейтинг депутата Сената Парламента Дариги Назарбаевой (с 7 места на 11-ое). При этом в целом Назарбаева улучшила свою совокупную оценку на + 0,21 п.п. за счет высокой оценки (5 баллов) перспективности.
Фото: Радио Азаттык
«Середняки»
В список политиков-управленцев группы с совокупными показателями от 3 до 4 баллов вошло 26 человек.
В этой группе заметным следует назвать повышение рейтинга председателя Национального банка Данияра Акишева (с 37 места на 25; +0,39). Он улучшил свою позицию из-за достаточно хороших оценок эффективности и перспективности. Но в комментариях экспертов прозвучали не только положительные оценки в отношении председателя Национального банка. Однако некоторые эксперты активно его критиковали, а его будущее рассматривали, как «туманное»: «Однако беспомощная политика Национального банка, являющегося заложником объективных обстоятельств, рано или поздно приведет к его уходу с поста председателя Нацбанка в качестве очередного жертвоприношения общественному мнению в период грядущей политической кампании».
Неоднозначны оценки работы министра общественного развития Дархана Калетаева — его рейтинг снизился с 27-28 места на 36. Эксперты в комментариях озвучивали прямо противоположные мнения. Одни опрошенные сказали о том, что у него «интересная должность, однако сильно подорван авторитет арестами подчиненных. Перекрестные полномочия с АП и областными акимами». По утверждениям же других, «министерство Калетаева продолжает очень активную работу по модернизации общественного сознания и укрепления связей между исполнительной властью и элементами гражданского общества в лице неправительственных организаций. Проведение Гражданского форума было проверкой качества менеджмента структур МОР, с которой команда Калетаева успешно справилась».
Несколько ухудшился рейтинг акима города Астаны Бахыта Султанова (с 23 на 27 место — 3,59 балла.). «Пока абсолютно ничем себя не проявил на посту акима. Дополнительной сложностью для Султанова, помимо отсутствия опыта работы с непосредственными проблемными вопросами хозяйственного плана, является и яркая персона его предшественника, на фоне которой очень сложно избежать критических сравнений».