Сегодня, выступая на заседании госкомиссии, президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил правительству разработать и внедрить прогрессивную шкалу индивидуального подоходного налога. ИА «NewTimes.kz» разбирался, насколько эффективен новый формат.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога позволит вывести из тени наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат.
«Считаю, что во имя социальной справедливости пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в отношении заработных плат и других видов дохода. Смысл прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплачиваемого налога возрастет. Наша основная цель — вывести из тени наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте», — заявил президент на заседании госкомиссии.
ИА «NewTimes.kz» обратилось в министерство национальной экономики РК, чтобы узнать, как население будет облагаться индивидуальным подоходным налогом. В ведомстве сообщили, что только сегодня получили поручение от президента. И уже в скором времени приступят к разработке прогрессивной шкалы.
Сейчас в Казахстане действует плоская шкала налогообложения по индивидуальному подоходному налогу. Это значит, что при любом уровне дохода действует одна и та же величина процента. Получаете вы зарплату 100 или 500 тысяч тенге, вы будете платить одинаковые 10%.
При прогрессивной шкале налоговые ставки растут в зависимости от роста уровня дохода. Такая система действует, например, во Франции. Там есть семь ступеней ставок от 5,5% до 49%. Самые большие налоги платят граждане с годовым доходом более 500 тысяч евро, но есть и необлагаемый минимум — 6011 евро, на который подоходный налог составляет 0%.
Вокруг того, какую систему использовать в той или иной стране, ведутся постоянные споры. Например, сторонники плоской шкалы налогообложения считают, что если люди будут сохранять большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе. В теории это должно способствовать экономическому росту.
Ранее, в послании народу 2 сентября 2019 года, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.
«Несмотря на рост ВВП и доходы населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается. Это тревожный фактор, требующий к себе особого внимания», — сказал тогда глава государства.
Уже в феврале этого года министерство национальной экономики РК представило депутатам Сената Парламента РК один из возможных вариантов прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога.
В представленном депутатам варианте предполагается несколько ступеней ставок ИПН — от 0% для граждан с доходом менее 60 тысяч тенге в месяц до 20% для лиц с доходами выше 300 тысяч. Сейчас же, напомним, величина налога для всех одинакова — 10% вне зависимости от доходов.
Тогда в Миннацэкономики заявили, что представленные предложения — пока лишь предложения и один из вариантов того, какой может быть прогрессивная шкала налогов в Казахстане.
«Прогрессивная шкала заключается в том, что она с какой-то отметки идет вверх, прогрессирует. Такая шкала распределяет правильно нагрузку на зарплату. Чем больше человек зарабатывает, тем больше налог. То есть в этой шкале имеется элемент справедливости налогообложения», — рассказал вице-министр национальной экономики РК Мади Такиев.
Также он пояснил, как облагается население подоходным налогом сейчас.
«С заработной платы, в первую очередь, отнимается 10% пенсионно-накопительного взноса (налогом не облагается). Потом от остатка отнимается не облагаемая минимальная заработная плата (42 500 тенге). И если есть иждивенцы, то еще 42 500 тенге. И уже остаток облагается 10%-ным индивидуальным подоходным налогом. То есть 10% — это не чистые 10%. В среднем нагрузка на зарплату составляет чуть больше 6%. Это эффективная ставка», — сказал вице-министр.
Эксперт Института мировой экономики и политики Айман Жусупова опасается, что люди с высоким доходом будут скрывать свой заработок.
«К плюсам подобного решения также относят возможность повышения поступлений в бюджет и то, что у государства будет больше возможностей для улучшения социальной политики в интересах менее малоимущих. Тем не менее, данное решение, обсуждаемое не первый год, обусловлено множественными рисками. При этом граждане с низким уровнем доходов объективно не могут платить высокие налоги, а богатые будут настроены увести свои доходы в тень. В этом контексте экономисты отмечают, что в первую очередь должен быть решен вопрос с доходами населения», — сказала Айман Жусупова.
При этом могут быть использованы различные схемы ухода от налогов, сокрытия доходов, рост доли теневой занятости. В результате поступления в бюджет могут не вырасти, а, напротив, сократиться, обернуться падением собираемости налогов.
«В этом контексте определяющее значение будет иметь работа налоговых органов. Речь идет и о повышении нагрузки в отношении контроля и доходов и расходов граждан, в целом о необходимости повышения уровня налогового администрирования в стране», — добавила эксперт.
Она считает, что, с точки зрения работодателей, данное решение влечет за собой дополнительную нагрузку на фонд оплаты труда, рост выплат из собственных средств, что также может повлечь за собой занижение официальных заработных плат. В отношении работодателей угрозой также является повышение цен на товары и, соответственно, нагрузка на потребителей, если налоговая нагрузка ляжет на их плечи, а чистая заработная плата сохранится. А также сокращение доходов и производственных возможностей у самого предпринимателя, если у него нет возможности повысить цены на свою продукцию.
«Одним из возможных решений здесь экономисты считают введение для этой категории граждан регрессивной шкалы социального налога: чем больше заработные платы работников, тем меньше перечисления в бюджет предпринимателя. В таком случае у бизнеса появится стимул не скрывать истинные доходы своих сотрудников», — сказала Айман Жусупова.