АвтоВАЗ приостановил сборку Lada в Усть-Каменогорске после выставленной казахстанскими властями неустойки за предполагаемое неисполнение обязательств по промсборке. Сейчас на заводе идут сокращения, а АвтоВАЗ значительно просел в продажах на этом рынке, ожидая решения апелляционной инстанции по возврату льгот, пишет «Коммерсантъ».
По данным издания, конвейер был остановлен еще в ноябре, когда расторгли соглашение. 3 февраля «Азия Авто» проиграла суд первой инстанции по возмещению полученных льгот — министерство индустрии и инфраструктурного развития требует от предприятия вернуть государству 173,9 млрд тенге. В министерстве говорили, что все компании, кроме «Азия Авто», слово сдержали и свои обязательства перед государством выполнили в полном объеме и в срок, введя в эксплуатацию оборудование по сварке и окраске.
Сейчас «Азия Авто» — крупноузловое производство. Предполагалось, что в дальнейшем производство Lada в Казахстане разместится на заводе полного цикла «Азия Авто Казахстан» (75% — у «Бипэк» Анатолия Балушкина, 25% — у АвтоВАЗа) мощностью 120 тыс штук в год с инвестициями $840 млн. Но эта площадка до сих пор не запущена, хотя, по данным «Ъ», финальные работы на ней шли в 2020 году и «коробка» завода уже готова. Перспективы этого производства остаются непонятны, но, как говорят источники «Ъ», работы по его вводу не форсировались властями на фоне падения рынка в 2015–2016 годах и медленного восстановления, а затягивание произошло из-за проблем с кредиторами.
Разбирательство о невыполнении условий промсборки совпало с запуском Сарыаркаавтопрома, где производятся старые модели Chevrolet, а также площадки сборки Hyundai «Астана Моторс».
В Сарыаркаавтопром перешел и выпуск Kia, который долгое время собирался в «Азия Авто».
В АвтоВАЗе изданию пояснили, что «уже изучают альтернативные варианты сохранения формата присутствия Lada и непрерывного предоставления услуг клиентам в Казахстане. Там подчеркивают, что Казахстан — один из ключевых экспортных рынков для бренда.
В 2020 году в Казахстан экспортировано 17,5 тыс машин Lada. По данным ассоциации казахстанского автобизнеса, выпуск машин марки в стране вырос на 8% — до 15,9 тыс штук. Продажи машин в стране в 2020 году выросли на 24% — до 93 тыс машин. Лидером стал Hyundai, оторвавшись от Lada буквально на 300 машин. При этом уже в январе видно, как Lada откатилась сразу на четвертое место в рейтинге продаж, показав снижение на 37%.
Ранее мы писали, что работники «Бипэк Авто — Азия Авто» получили уведомления о расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов сообщил, что в данный момент ведутся работы по их дальнейшему трудоустройству.